XX век запомнился экономистам и политологам как столетие, породившее и развеявшее величайшие социальные иллюзии, и наиболее значительной в их числе стала надежда развивающихся стран на ускоренную технологическую, хозяйственную и культурную модернизацию. Однако и сегодня экономисты государств "третьего мира" продолжают поиски концепции, способной указать их странам выход из того непростого, а порой даже катастрофического положения, в котором они оказались в новом тысячелетии.

Эрнандо де Сото - известный перуанский экономист, бизнесмен и политик. Э. де Сото de facto отказывался признать безнадежность отставания стран "третьего мира" от "первого" и содействовал реформам, призванным исправить сложившуюся ситуацию.

Эрнандо де Сото родился в перуанском городе Арекипа в 1941 году и получил всестороннее гуманитарное образование в Европе. В 1970-1980-е годы он работал в ряде европейских компаний, а затем вернулся на родину, где занимал должности председателя Центрального резервного банка Перу и главного экономического советника президента А.Фухимори. Э. де Сото является основателем и президентом находящегося в Лиме Института свободы и демократии, в 1996 году признанного экспертами журнала Economist наиболее значимым центром стратегических исследований в области социальных наук за пределами постиндустриального мира. В 1999 году Э. де Сото был назван журналом Time одним из пяти латиноамериканцев, в наибольшей степени изменившими облик континента на протяжении XX века.

Автор известных книг, ставших бестселлерами: "Иной путь" (The Other Path), невидимая революция во всем мире и "Загадка капитала" (The Mystery of Capital), почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире.

Вывод, сформулированный автором в книге "Иной путь", гласит: "раскол хозяйства на легальный и теневой секторы оказывает негативное воздействие на экономику, выражающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технологического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики".

Автору удалось тогда выпукло продемонстрировать, насколько важным для экономической стабилизации и ускорения хозяйственного развития является совершенствование политико-правовых норм и повышение эффективности государственного управления.

В своей книге "Загадка капитала" автор размышляет о том, почему западная капиталистическая система не способна "прижиться" на периферии постиндустриальной цивилизации. Среди основных причин автор называет:

  • неэффективность использования производящихся в этих странах накоплений;
  • отсутствие четко закрепленной системы прав собственности;
  • несовершенство государственного управления.

Предлагаемые автором реформы разумны, но недостаточны. В его работе можно найти несколько противоречий.

Автор крайне упрощает природу стоимостных оценок и механизм их образования. Например, его оценка недвижимости, принадлежащей гражданам развивающихся стран, завышена в 10-15 раз. Поскольку очевидно, что дом, для постройки которого использованы самые современные и роскошные западные материалы, будет иметь в Лиме большую себестоимость, чем в Ницце, но, тем не менее, его реальная стоимость будет во много раз меньше. Объективная потребность в нем для международных инвесторов будет стремиться к нулю, а в местном банке под него не дадут кредит (сдать внаем невозможно, прибыль ничтожно мала).

Поэтому даже при проведении самой изощренной реформы хозяйственного законодательства эта недвижимость не может быть обращена в соответствующий авторским оценкам капитал.

Также, он упускает из виду тот факт, что полулегальный бизнес действует, как правило, эффективнее узаконенного, и его легализация может дать эффект только в случае полного изменения бюрократического характера государства.

Но видя то, что на протяжении последних десятилетий масштабы теневой экономики значительно выросли, становится ясно, что госаппарат, к которому апеллирует Э. де Сото, заинтересован не столько в легализации теневой экономики, сколько в сохранении ее.

Таким образом, хотя подобные рассуждения выглядят, с точки зрения самих развивающихся стран, достаточно многообещающими, они приукрашивают действительность, в очередной раз создавая иллюзию возможности относительно легкого "прорыва" в развитый мир, средством которого на этот раз должна стать всеобъемлющая правовая реформа.