В Триполи в ходе визита в Ливию президента Владимира Путина было подписано межправительственное соглашение двух стран о торгово-экономических и финансовых отношениях.

За списание долга Ливия в основном заплатит России гражданскими контрактами.

Около 70 процентов закупок должен обеспечить контракт ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), подписанный в ходе визита. Речь идет о строительстве железной дороги Сирт-Бенгази вдоль побережья Средиземного моря. Ветку длиной 554 км и стоимостью ?2,2 млрд ($3,49 млрд) ОАО РЖД должно построить за четыре года. Финансирует проект Ливия.

$6,2 млн за километр - рекордный для ОАО РЖД зарубежный контракт.

Меморандумы о сотрудничестве с National Oil Corporation (NOC) и Африканским инвестиционным фондом, которые привез из Ливии "Газпром", конкретных сумм не содержат. Зато оговаривают совместную разработку газовых и нефтяных месторождений страны, строительство заводов по сжижению газа и переработке нефти и загрузку действующих предприятий, строительство электростанций.

Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК по доказанным запасам нефти (5,1 млрд тонн) и четвертое место в Африке по запасам природного газа (1,49 трлн куб. м). Ежегодно в стране добывается 80 млн тонн нефти и 11,7 млрд куб. м газа.

"Газпром" уже работает в Ливии. В 2006-2007 годах он выиграл на тендере лицензию на геологоразведку и добычу нефти на блоке N 64 южнее Триполи с запасами 20 млн тонн и N19 на шельфе Средиземного моря. Кроме того, "Газпром" получил 49,9% в концессиях немецкой Wintershall N96 и N97 до 2026 года, где добывается 6 млн тонн нефти в год. Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" отмечает, что "Газпром" вошел в первые концессии в Ливии на не слишком выгодных для себя условиях - чтобы закрепиться в стране. Поскольку доля "Газпрома" в мировой добыче газа упадет с 19 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2030 году, он может сохранить свое влияние на мировых рынках только за счет продажи газа, добытого в других странах.

В течение многих лет Ливия подвергалась санкциям Совета безопасности ООН и не могла ни закупать нового оружия, ни модернизировать то, что стоит у нее на вооружении.

Тем не менее, несколько контрактов между ливийскими военными и российским монополистом в области торговли оружием - "Рособоронэкспортом" во время визита в страну Владимира Путина были все-таки подписаны. В первую очередь, они связаны с модернизацией той боевой техники, что ранее поставлялась Триполи еще Советским Союзом или Россией в конце восьмидесятых - в начале девяностых годов прошлого века. И даже раньше. Это несколько десятков зенитно-ракетных комплексов С-125 "Печора" и "Оса-АКМ", более сотни танков Т-72, эсминцы и патрульные катера. Всего $300 млн.

Источники в ХК "Сухой" утверждают, что с Ливией достигнуто соглашение о поставке в 2010-2011 годах 12 истребителей Су-35 суммарной стоимостью более $600 млн. Но основную часть контрактов с Ливией еще предстоит заключить: на переговорах в Триполи были лишь подписаны меморандумы о намерениях. Так, Ливия согласилась закупить зенитные ракетные системы С-300ПМУ-2, зенитные комплексы "Тор-М1", 48 танков Т-90С, дизель-электрическую подлодку проекта 636, ракетную систему залпового огня "Град". Если контракты будут подписаны, их стоимость составит $2,3 млрд.

Таким образом, более вероятно, что именно нынешние и будущие оружейные контракты и стали основанием для списания ливийского долга. Во-первых, теперь есть определенная гарантия, что наше место на этом оружейном рынке не займут конкуренты. Во-вторых, так как в стране еще в большом количестве присутствует советская боевая техника, требующая замены, модернизации и новых поставок, Триполи будет "привязан" к российскому оборонно-промышленному комплексу на долгие годы, даже несмотря на то, что там может измениться руководство.

Газета "Коммерсант" и РИА "Новости", 18 апреля 2008 года