Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Чурову В.Е.

Копия: Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Бюро по демократическим институтам и правам человека.

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

Хотели бы обратить Ваше внимание на очевидные проблемы, которые в течение последнего времени возникли с возможностью свободного доступа граждан к информации, касающейся выборов, которые проводились в Российской Федерации, ее регионах и местностях в предыдущие годы.

Несомненно, в последние годы Центризбирком РФ много делал для увеличения информационной открытости данных о выборах, активно наполнялись информационные базы по прошедшим и текущим выборам, планомерно и системно создавались сайты региональных избирательных комиссий. В частности на портале Центризбиркома РФ в 2006 году постепенно начали размещать большой архив по выборам, начиная с 1993 г. К примеру, весной 2007 года там появилось немало данных по выборам 1995-1999 гг., ранее недоступных даже экспертам в области электоральной статистики.

Однако со второй половины 2007 года объем информации о выборах прошедших лет, доступной гражданам через сайты избирательных комиссий, существенно сократился. В частности, в настоящее время в публичном электоральном архиве ЦИКа все данные начинаются сентября 2003 года, а все, что было раньше, исчезло из свободного доступа. Исчезла и возможность доступа граждан к старому архиву Федерального центра информатизации, располагавшегося на www.fci.ru. В настоящее время получить данные о выборах, состоявшихся ранее 2003 года, можно только через отрывочные данные отдельных сайтов региональных избирательных комиссий, не входящих в единую систему сайтов, связанную с информационной базой Центризбиркома РФ.

Вызывает опасения то, что исчезновение данных о прошлых избирательных кампаниях в ближайшее время может продолжиться.

Одним из принципов российских выборов, закрепленных пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является открытость и гласность деятельности избирательных комиссий. Это требование является также необходимым условием демократических выборов, закрепленным международными правовыми актами (статья 7 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ). Пункт 2 статьи 24 Конституции РФ гласит, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". При этом статья 3 Конституции закрепляет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Соответственно, по нашему мнению, информация о выборах является материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции РФ "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Насколько известно, сведения о выборах в РФ пока не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

По нашему мнению, свободный и максимально широкий доступ граждан к электоральной информации, независимо от степени ее давности, является важнейшим элементом не только права граждан на информацию, но и залогом формирования в стране должного уровня политической и правовой культуры, элементом контроля со стороны гражданского общества над избирательным процессом и деятельностью органов власти, непременным условием доверия граждан к избирательной системе страны.

Известно, в частности, что метод сопоставлений данных различных выборов на одной и той же территории в различных избирательных кампаниях помогает находить аномалии, за которыми могут стоять фальсификации или иные манипуляции избирательным процессом, дать направление работе наблюдателей от кандидатов и политических партий. Кроме того, эти данные важны для изучения электоральной истории страны в целом и ее регионов, представляют большой интерес для журналистов, организаторов выборного процесса, ученых, вообще всех, кто интересуется выборами и их историей.

Вызывает сожаление, что сокращение возможностей доступа граждан к электоральной информации сочетается с отсутствием на федеральном уровне и в большинстве российских регионов института независимых общественных наблюдателей на выборах. Что касается контроля за избирательным процессом со стороны его непосредственных участников (политических партий и кандидатов), то он сокращается как по причине постоянного уменьшения числа официально зарегистрированных партий, так и по причине фактической ликвидации самовыдвижения на федеральных и многих региональных выборах.

Просим Вас обратить внимание на проблему доступа граждан к информации об электоральной истории страны и ее конкретных территорий и сообщить о возможности восстановления открытости данных, исчезнувших из свободного доступа в 2007 году.

С уважением, Бузин Андрей Юрьевич, кандидат юридических наук, председатель Межрегионального объединения избирателей

Голосов Григорий Васильевич, доктор политических наук, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки (МЭСП)

Козлов Владимир Николаевич, кандидат географических наук, главный аналитик, группа "Меркатор" Института географии РАН

Кынев Александр Владимирович, кандидат политических наук, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, член Правления МЭСП Любарев Аркадий Ефимович, кандидат юридических наук

Шибанова Лилия Васильевна, исполнительный директор Ассоциации "ГОЛОС"