Московский академический художественный лицей был учрежден в 1939 году Академией художеств. Лицей дает средне-специальное художественное образование, но это никак не отражается в выпускных документах учеников. Несколько лет назад, когда были введены новые правила аттестации и лицензирования образовательных учреждений, художественный Лицей оказался приравнен по статусу к обычной общеобразовательной школе.

"С подачи директора школы, преподавателя одного из непрофильных предметов, были упразднены курсы истории искусств, пластической анатомии, архитектуры для 6-7 классов. Часы, отведенные для других художественных предметов, сокращаются - общеобразовательная школа должна набирать определенное количество часов по общеобразовательным предметам", - отмечают члены альтернативного родительского комитета лицея.

Часть преподавателей профильных предметов вынуждены были уволиться, не столько даже из-за автоматического сокращения зарплаты (преподавание, как правило, не является для профессионального художника основным источником дохода), сколько из-за изменения психологической обстановки и отсуствию в связи с изменениями в лицее творческого климата.

По заявлению представителей Комитета возрождения лицея, во внеурочное время помещение школы фактически принадлежит арендаторам - в классах размещаются курсы иностранных языков, бассейн, тренажерный и актовый залы, даже база отдыха сдается под коммерческие сеансы, из-за чего целый день просидевшие ученики не могут заняться активным отдыхом.

Поскольку Лицей примыкает к центральному дому художников, фактически на его территории оказалась выставка-продажа "Самоцветы России". К неудовольствию учеников и их родителей, продавцы и посетители выставки пользуются столовой Лицея. Ученики, родители, выпускники и педагоги лицея требуют придания ему статуса колледжа, средне-специального учебного заведения. "Таким образом поступили с Центральной музыкальной школой, но ее директор был, в отличии от нынешнего директора художественного Лицея, профессиональным музыкантом, понимал проблемы среднего профессионального образования, поэтому сам добился изменения статуса школы", - отмечают родители учеников.