(11 октября 2006 года)

Уважаемый Владимир Владимирович!

Делегаты IV съезда Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности обеспокоены предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию и считают, что создаётся реальная угроза для дальнейшего существования предприятий отрасли, непредсказуемы соци­альные последствия. Доказательством является продолжающаяся экспансия ки­тайских товаров, засилье контрафактной продукции на внутреннем рынке, от­сутствие государственных мер защиты отечественных товаропроизводителей.

Население России расходует на покупку одежды, обуви и другой продук­ции текстильной и легкой промышленности каждый пятый рубль из общих за­трат на приобретение непродовольственных товаров. По уровню потребления изделия отрасли намного опережают рынки бытовой электроники, легковых ав­томобилей и многих других товаров. По прогнозу, к 2008 году рынок товаров легкой промышленности должен возрасти в 2,7 раза и составит 3,4 триллиона рублей.

Динамично растущий внутренний спрос должен стать фактором роста лёгкой промышленности. Однако в настоящее время продолжается процесс вытеснения отечест­венных товаров, доля которых на российском рынке составляет менее 20%, что значительно ниже пороговых значений, обеспечивающих экономическую безо­пасность страны.

Главным препятствием для развития отрасли является засилье на рынке контрабандной и контрафактной продукции, изделий подпольного производст­ва, объем которых более чем вдвое превышает уровень отечественного производства и легальный импорт.

Монополизированы все оптовые и розничные сети. На основе иностран­ного капитала развиваются такие супер-гиганты как "Ашан", "Мосмарт". "Икеа", куда проникнуть российским производителям со своим товаром прак­тически невозможно. Вещевые рынки не контролируются органами власти.

Крайне неэффективной остаётся государственная политика в области та­моженного регулирования импорта, предупреждения и пресечения оборота контрафактной и фальсифицированной продукции.

Через таможенную границу ввозится контрафактная продукция с марками ведущих иностранных фирм под видом фурнитуры, вешалок, низкокачествен­ных тканей, сырья, тем самым многократно занижая таможенную стоимость товаров. Количество магазинов, рынков, торговых центров, где реализуется кон­трафактная продукция, постоянно растёт.

По-прежнему во всех городах и субъектах России "расцветают пышным цветом" китайские вещевые рынки, на которых продаются контрафактные оде­жда и обувь, в том числе детские изделия, игрушки, опасные для их здоровья. Например, только на иркутском рынке "Шанхай" ежедневный незакон­ный оборот китайских торговцев составляет более 300 тыс. долларов США.

На наш взгляд, местные органы власти, органы внутренних дел, службы Роспотребнадзора не принимают достаточных мер для пресечения незаконной торговли, не приносящей налогов государству, "убивающей" отечественного производителя. На рынках главенствуют полукриминальные группировки, при­крываемые коррумпированным административным аппаратом и правоохрани­тельными органами, что вызывает справедливое негодование работников от­расли.

Уважаемый Владимир Владимирович, делегаты съезда поддерживают жесткие меры, принятые Вами по ситуации на продовольственных рынках. Это в полной мере относится и к вещевым рынкам.

Съезд констатирует, что из-за недобросовестной конкуренции за послед­ние 15 лет более миллиона работников текстильной и легкой промышленности потеряли работу, из них - 80% женщин. Обанкротились и прекратили сущест­вование сотни предприятий отрасли, в том числе градообразующих, от кото­рых зависит судьба малых городов и посёлков России. Жесткая конкуренция на рынке не позволяет поднять заработную плату работников отрасли, которая в 2-2,5 раза ниже, чем в среднем по промышленности.

В июне 2005 года отраслевой профсоюз вместе с общественными объеди­нениями, предпринимательским сообществом уже обращались к Вам по вопро­су борьбы с контрабандой, ратификации конвенций ООН "Против коррупции и ЕС "Об уголовной ответственности за коррупцию". Но до сих пор неизвестно, какие меры приняты по наказанию должностных лиц, причастных к созданию масштабнейшего контрабандного канала поставки одежды и обуви, выявленно­го в марте 2005 года правоохранительными органами.

Складывается впечатление, что проводимые кадровые перестановки в та­можне, послужившие началом системной борьбы с коррупцией, ограничива­ются косметическими мерами по смене верхнего эшелона руководства таможни и знаковых фигур правоохранительных органов, связанных с таможенными органами.

В то же время, хорошо отлаженное криминальное и коррумпированное звено продолжает функционировать в регионах, где "коммерсант" руководит таможенниками в своих собственных интересах.

Таможенные склады, имеющие "высоких покровителей", практически не проверяются, а дорогостоящие автоматизированные системы контроля "не вы­являют" очевидные нарушения. Так, на таможенном посту "Черкизовский" за последние пять месяцев из 8000 деклараций более половины оформлено после окончания рабочего дня, из которых 1223 деклараций оформлено менее чем за 15 минут. Именно на таких терминалах сосредоточена основная масса товаров.

Применяется схема оформления ввозимых товаров во временной зоне, которые не попадают в статистику. В таможнях Щелковская, Центральная ак­цизная, Московская Южная доля таких товаров возросла до 50 процентов. Съезд считает, что прямая и первостепенная задача государства - обеспе­чить формирование цивилизованного внутреннего рынка в преддверии вступ­ления России в ВТО. До настоящего времени Правительство, Государственная Дума не ини­циировали и не приняли законов по борьбе с коррупцией, контрабандой и "те­невой" экономикой, не выработали мер по защите отечественных товаропроиз­водителей.

Минэкономразвития России продолжает гайдаровскую политику уничто­жения текстильной и легкой промышленности при ведении переговоров по ВТО в угоду иностранным производителям и представителям монополизиро­ванных торговых сетей. Например, соглашается с сокращением срока переход­ного периода с 7 до 3-4 лет и снижением уровня таможенных пошлин, в том числе по обуви, практически до нулевых значений. Такая же участь может по­стигнуть и пошлины на готовую одежду, трикотажные изделия, ткани.

Делегаты съезда из 68 регионов Российской Федерации требуют наведе­ния порядка в сфере таможенного контроля и торговли, принятия законов об уничтожении контрабандной, контрафактной продукции по примеру европей­ских стран.

Мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, в надежде на то, что Вы поручите Правительству принять неотложные меры по защите товаропроизводителей текстильной и легкой промышленности в преддверии вступления России в ВТО, а Администрации Президента - взять под контроль решение этих проблем.

Мы считаем, что до присоединения России к ВТО необходимо:
сохранить действующие импортные пошлины на товары лёгкой промышленности;
сохранить на 5-8 лет практику субсидирования из федерального бюджета сезонной закупки сырья и материалов, а также ввести субсидирование технического перевооружения предприятий текстильной и легкой промышленности;
отменить ввозные таможенные пошлины и НДС на технологическое оборудование для предприятий текстильной и легкой промышленности, не производимое в России, а также на импортируемое предприятиями отрасли сырьё;
законодательно закрепить долю российских товаров в розничной сети не менее 60 процентов.

Если не будет наведён порядок на внутреннем рынке, то в сложившихся условиях предприятия текстильной и легкой промышленности не смогут вос­пользоваться преимуществами членства России в ВТО.