Основной темой большинства ток-шоу на минувшей неделе стало пятнадцатилетие беловежских соглашений. Результат обсуждений оказался вполне предсказуем. Несмотря на прошедшие годы, долгожданное согласие в обществе так и не наступило. Россияне по-прежнему разделены на два непримиримых клана. "Яблоко раздора" – все тот же вопрос о неизбежности или, напротив, случайности распада Советского Союза. Именно этот вопрос рискнули задать своим гостям ведущие некоторых популярных телепередач.

В программе Владимира Соловьева "К барьеру!" (канал НТВ) дискуссии как таковой не получилось. Слишком явно переигрывал Борис Немцов со своими секундантами вальяжного Сергея Бабурина. Последний отделывался общими фразами, ставшими для "патриотов" чем-то вроде магических заклинаний и не очень красиво уходил от прямых ответов – откровенно лукавил. Несмотря на все ухищрения Соловьева депутат так и не ответил на вопрос, голосовал ли он на памятном заседании Верховного Совета РСФСР за Декларацию о государственном суверенитете России. Впрочем, это увиливание от ответа, яснее ясного показывало, что, конечно же, голосовал.

В другом случае Бабурина вывел на чистую воду секундант его противника Николай Травкин. Сергей Николаевич патетически заявил, что пришел в Верховный Совет "прямо из окопов Афганистана", на что Травкин припомнил, что баллотировался в депутаты кандидат все-таки, будучи деканом омского вуза. Правда, на вальяжности и непоколебимости Бабурина это разоблачение никак не отразилось.

Зато у Максима Шевченко в передаче "Судите сами" (Первый канал) прозвучали трезвые мысли и любопытные наблюдения. Конечно, высказаны они были не самим ведущим, а его гостями. Философ Игорь Чубайс образно сказал, что трагедией был не распад Союза, а само его создание. По его мнению, катастрофа – в том, что нынешняя Россия во многом стала наследницей и преемницей советской империи.

Чубайса поддержал белорусский политик Шушкевич. Он подтвердил, что все мы: и в России, и в Белоруссии – в определенной степени еще "живем" в Советском Союзе. Именно советский менталитет, по убеждению Шушкевича, мешает нам строить новое общество. Вспоминая советскую эпоху, он напомнил, как непросто было даже в большой союзной республике сохранять национальную идентичность представителям коренного населения. Например, получить начальное образование на белорусском языке в его родном Витебске было тогда проблематично. То же самое касалось украинского и некоторых других народов.

Это высказывание спровоцировало взрыв эмоций в стане оппонентов. Что лишний раз показало: согласия в этом вопросе нет и пока не предвидится. Депутат Государственной думы господин Баринов на полном серьезе спросил, существовал ли вообще двадцать лет назад украинский народ, и чем он отличался от русского народа, в частности, от жителей Москвы или Воронежа.

А бывший соратник Бориса Ельцина и экс-премьер российского правительства Иван Силаев, воспользовался, видимо, тем, что в студии среди зрителей не оказалось свидетелей событий тех лет. Он "на голубом глазу" заявил, что вышел из команды первого президента и ушел в отставку задолго до путча. Это было очень странно слышать. Особенно тем, кто своими глазами видел Силаева на балконе Белого Дома рядом с Ельциным в дни августовских событий.

В целом, телевизионные дискуссии минувшей недели, к сожалению, показали, что до сих пор мы не научились говорить о событиях 1991 года, как об историческом свершившемся факте. Для большинства россиян отношение к путчу и распаду Советского Союза остается вопросом веры или неверия. Между тем, как известно, именно фанатичная вера не раз становилась причиной многих кровавых конфликтов.

Фанатизм, как известно, – одна из важнейших составляющих экстремизма, против которого в очередной раз выступал президент на встрече с представителями политических партий. "Кремлеведы" воспользовались его словами, чтобы еще разок ущипнуть оппозицию. Глеб Павловский в своей "Реальной политике" (канал НТВ) даже процитировал статью нашего обозревателя Бориса Вишневского. Конечно, приятно, что Глеб Олегович читает материалы сайта Каспаров.Ru. Хотелось бы только предложить делать это повнимательнее. Тогда ему станет ясно, что к экстремистским призывам тексты наших авторов не имеют абсолютно никакого отношения.

Наверное, это прекрасно понимает и сам господин Павловский. Так как, упомянув скороговоркой про коварных оппозиционеров, Глеб Олегович неожиданно высказал абсолютно трезвую мысль. Он сравнил путинское правление с эпохой раннего Брежнева и сделал точный вывод, что те, кто подталкивает нашего президента к мысли о "третьем сроке", являются злейшими врагами не только Путина, но и всего российского государства.

Наряду с Павловским несколько крамольных высказываний позволил себе и Алексей Пушков в "Постскриптуме" (канал ТВ Центр). Привычно покритиковав "батьку" Лукашенко, он вдруг неожиданно "взял за яблочко" саму партию власти. Комментируя итоги выборов в Пермском крае, он предположил, что мы становимся свидетелями падения популярности "медвежьего союза". Пушков заявил, что единороссы "забронзовели", потеряли связь с народом, поддерживают явно непопулярные решения правительства и непопулярных руководителей. Самым неожиданным оказался итоговый вывод. Алексей Пушков вдруг сказал, что все "оранжевые революции" будут обречены на поражение, если их лидеров и их лозунги не поддержит народ. Никакие "забугорные" денежные вливания тут не помогут.

Тем самым, он неожиданно разоблачил большую ложь, которой пичкал отечественного телезрителя официальный эфир все последние годы. Ложь об умелых кукловодах, ловко управлявших доверчивыми и наивными украинцами и грузинами.

Конечно, это пока не означает перелома в политике официального российского ТВ. Просто думающие авторы все чаще предпочитают не ставить под удар свою репутацию, озвучивая явно несуразные тексты. Дозировано и по рецепту они "прописывают" своим зрителям гомеопатические "пилюли правды".

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter