В который раз приходится возвращаться к "Маршу Несогласных", прошедшему 16 декабря. Жизнь заставляет, а точнее, прокуратура и суд Российской Федерации. Но юриспруденция – сама по себе скучная вещь – приобретает кафкианский размах именно благодаря российским прокуратуре и суду.

Обо всем по порядку. За три дня до акции организаторов "Марша" Дениса Билунова, Ивана Старикова, Сергея Удальцова и меня пригласили в прокуратуру ЦАО Москвы, где с нами беседовал прокурор округа Владимир Кутовой. Заодно было вручено предостережение о недопустимости проведения демонстрации 16 декабря.

В тот же день мы в качестве ответной меры направили в прокуратуру Москвы (вышестоящий орган прокуратуры ЦАО) и в Тверской суд жалобу на незаконное решение Правительства Москвы запретить "Марш Несогласных". К жалобе был приложен и сам ответ из мэрии.

Под Новый Год дождались ответа из суда. Жалоба оставлена без движения, поскольку, внимание, цитирую судью Быковскую: "Из заявления не усматривается, какие именно права заявителей были нарушены, так как запрета на проведение митинга и демонстрацию не было". Эх, судью бы Быковскую да 16 декабря на Триумфальную площадь – пообщаться с восемью с половиной тысячью сотрудников ОМОНа, свезенных со всей Центральной России. И наступила бы диктатура закона.

Но хватить мечтать. Спустя пару недель пришло письмо из московской городской прокуратуры за подписью начальника отдела по надзору за законностью правовых актов, исполнения таможенного и административного законодательства Р.Н. Путанкиной, где были сказаны совсем другие слова, также достойные цитирования. "Установлено, что Ваше уведомление о намерении провести публичное мероприятие 16.12.2006 рассмотрено на совещании в Правительстве Москвы 05 декабря 2006 года. По результатам принято обоснованное решение, которое доведено до сведения организаторов, об отказе в согласовании проведения демонстрации, поскольку выбранные маршруты не пригодны для публичного мероприятия и создают опасность для его участников в связи с интенсивным движением".

То есть суд заявляет, что повода жаловаться у организаторов "Марша" нет, поскольку запрета на проведение демонстрации не было, а прокуратура заявляет, что повода жаловаться у организаторов Марша опять же нет, поскольку запрет на демонстрацию был законный... Не договорились между собой прокуратура с судом.

Вернемся к определению судьи Быковской. В бумаге указан крайний срок сдачи дополнений к исковому заявлению – 10 января, иначе жалоба считалась бы не поданной, и все пришлось бы делать заново. Было необходимо "...указать, в чем заключаются нарушение либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц". Адвокатов в пределах шаговой доступности в первые дни января не наблюдалось, пришлось писать дополнения к иску самому, благо опыт имеется. И, надо сказать, предостережение, вынесенное прокуратурой ЦАО, оказалось как нельзя кстати. Ведь прокурор черным по белому пишет, что в проведении демонстрации отказано!

Вспомнил я и пресс-секретаря мэра Москвы Сергея Цоя. Этот славный государственный муж открыто угрожал руководству "Другой России", заявив прессе: "Им прекрасно известно о том, что власти столицы не дали разрешения на проведение этой акции... Со своей стороны, руководство города заявляет подстрекателям из "Другой России", что при любой погоде и при любых обстоятельствах акция, на которую нет разрешения городских властей, не состоится". То есть либо господин Цой попросту соврал, говоря о запрете акции, либо московское начальство, отказав в проведении "Марш", закон все же нарушило.

Будем ждать, что Тверской суд ответит на этот раз. Прецедентов принятия решений московскими судами не в пользу мэрии до сих пор не случалось. Не ждем мы чуда и сейчас. Но, чтобы дойти до Страсбурга, необходимо пройти российские инстанции. Да и декабрьский "Марш Несогласных" – не последний. Надо пробиваться сквозь государственнические кордоны. На улице и в суде.

Уже в процессе написания этой статьи Госдума исполнила танец маленьких лебедей вокруг новой редакции закона о митингах. Пока что опасность ужесточения закона миновала. Но зная нынешнюю, крайне реакционную Думу, ожидать можно всего. В любом случае, свободы граждан заканчиваются там, где кончается готовность граждан отстаивать их. Именно без граждан, а не просто людей с гражданством, Конституция остается простым набором букв, а государство – бессмысленным и беспощадным тираном. Граждане в России есть и сейчас. Не хватает осознания единства, первичности общих интересов перед нашими идеологическими разногласиями. Коалиция "Другая Россия" призвана решить эту проблему, и уже решает. Истерика властей, запрещающих наши акции, показывает, что власть боится "Другой России". Значит, мы идем правильным путем. И должны идти дальше.

Александр Аверин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter