Разгон "Марша несогласных" обернулся грандиозным международным скандалом. Как ни странно, он пошел на пользу российским телезрителям. Информационная блокада вокруг акций оппозиции, пусть и вынужденно, но была прорвана. О "Маршах несогласных" и реакции на них властей на этот раз сообщили почти все федеральные каналы. По мнению Марианны Максимовской в программе "Неделя" (канал Рен-ТВ), субботний и воскресный "Марши" стали отправными точками отсчета новой истории оппозиционного движения в современной России.

Естественно, оценки этого события зависели от позиции того или иного обозревателя. Михаил Леонтьев в эфире программы "Особое мнение" (компания RTVI) в привычной для себя манере заявил, что "истерия против ОМОНа омерзительна", поскольку "милиция выполняла приказ и решала свою задачу так, как умеет". Оппозиция, по мнению Леонтьева, представляет собой "разношерстную коалицию, авангардом которой является уличная шпана". Журналист также негативно отозвался о перспективах выдвижения единого кандидата от оппозиции. Но сделал это весьма своеобразно. Комментируя шансы, например, Виктора Геращенко, простодушный Леонтьев, как бы невзначай, отметил, что бывший банкир, "как и я, человек очень сильно пьющий". Видимо, стремление досадить оппозиции оказалось сильнее естественной человеческой стыдливости и неловкости за свои пороки.

Глеб Павловский в "Реальной политике" (канал НТВ) не стал признаваться в пьянстве. Зато погрозил пальчиком оппозиции, сурово отрезав, что "это – наша Россия, вне зависимости от того, права она или не права!". По мнению Павловского, в нашей стране давно пора поставить памятник "омоновцам, освобождавшим заложников". Трудно сказать, искренне заблуждался при этом Глеб Олегович или по привычке лукавил. Напомним, что ОМОН сроду не освободил ни одного заложника. Этим занимались и занимаются другие милицейские подразделения.

Однако и Павловского, и Леонтьева на этой неделе оставил далеко позади по циничности высказываний респектабельный политолог Сергей Марков. Отвечая на вопросы ведущих программы "Разворот" ("Эхо Москвы"), он заявил, что телевидение – это не средство массовой информации, а средство пропаганды. По мнению Маркова, телевидение в чем-то сродни ядерному оружию. Поэтому к нему категорически нельзя подпускать маньяков, под которыми, очевидно, подразумеваются лидеры оппозиции. Соответственно, такому "оружию" лучше всего лежать на складе под контролем государства.

На этой же неделе Сергей Марков прокомментировал известную аудиозапись переговоров омоновцев перед разгоном "Марша". По его убеждению, "можно материться с друзьями в кабаке, можно в машине комментировать матом то, что происходит на улице, но офицер милиции не имеет права так себя вести при многочисленных камерах!". Видимо, политолог жалеет лишь о том, что запись стала достоянием гласности. В отсутствие камер офицеры милиции, должно быть, могут колошматить своих сограждан столько, сколько им вздумается.

Достаточно осторожно повел себя мэр Москвы Юрий Лужков. И хотя в передаче "Лицом к городу" (канал ТВЦ) он сказал, что "на субботних митингах было очень мало москвичей ", непонятно, относилась ли эта фраза именно к митингам оппозиции. Думается, такая осторожность не случайна. Опытный политик почувствовал, что действиями местных властей не очень-то довольны на самом верху

Первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопросы корреспондента англоязычного телеканала Russia Today, сказал, что "реакция полиции в отдельных случаях была преувеличенной". Помощник президента Сергей Ястржембский уже на русском языке в эфире ряда федеральных новостных программ заявил о необходимости служебного расследования действий милиции во время разгона "Марша несогласных". Свое недовольство действиями правоохранительных органов в итоговой программе "Неделя" выразили уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и член Общественной палаты, журналист и историк Николай Сванидзе.

Наиболее остро среагировали на случившееся общественные деятели демократического фланга. Председатель Совета по правам человека и содействию развития гражданского общества при президенте РФ Элла Панфилова в программе "Новое расследование с Николаем Николаевым" (канал RTVI) сказала, что Министерство внутренних дел нарушило действующую Конституцию и, следовательно, министр Рашид Нургалиев должен теперь подать в отставку.

Эту же мысль поддержал независимый депутат Владимир Рыжков, сказавший журналистам, что теперь надо ставить вопрос о профессиональной пригодности всего руководства министерства. Федеральные телевизионные каналы депутат с иронией назвал "телекомпанией "Кремль-ТВ". Демократы единодушно назвали глупостью возможный запрет на упоминание в эфире имен лидеров оппозиционных движений.

Словно в ответ на слухи о грядущем запрете, отдельные телеканалы дважды на неделе предоставили слово в эфире лидеру Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарову. Гарри Кимович был гостем передачи "Особое мнение" (канал RTVI) и выступал в программе "Неделя" у Марианны Максимовской. В последнем случае его собеседником был и руководитель Союза правых сил Никита Белых. Причем, господин Белых не исключил возможности участия членов своей организации в будущих "Маршах несогласных".

Такого "фрондерства" власть, конечно же, стерпеть не могла. На неопределенное время была приостановлена деятельность автономной некоммерческой организации "Образованные медиа", больше известной в телевизионном сообществе, как "Интерньюс". Большинство творческих работников региональных негосударственных телестудий прошли профессиональную подготовку на курсах и семинарах этой организации. Фактически "Интерньюс" заложила в 90-х годах основу независимого, свободного и высокопрофессионального российского телевидения.

Несомненно, это закрытие было тщательно спланированным политическим актом. Об этом говорила в программе "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы") телекритик Ирина Петровская. Она призвала видных деятелей отечественной культуры и, прежде всего, руководство Академии российского телевидения подать свой голос в защиту "Интерньюс". Ее призыв не остался незамеченным. В воскресной программе "Времена" (Первый канал) в защиту "Интерньюс" выступил сам президент Академии Владимир Познер.

То, что осторожный Владимир Владимирович высказался по крайне острому вопросу с позиции, явно отличающейся от позиции властей, уже говорит, что в отечественном телевидении все-таки намечаются определенные глубинные перемены. Все больше известных телевизионных деятелей выражают несогласие с происходящим за кулисами телестудий. Та же Ирина Петровская добавила, что ложь, которой ежедневно потчует зрителей "волшебный ящик" – это профессиональное преступление со стороны создателей программ и передач. В той или иной степени эту позицию сегодня разделяют многие.

Не будем преувеличивать значения происходящих перемен. Но и преуменьшать это значение тоже не следует.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter