Интервью у Юрия Савенко - психиатра, президента "Независимой психиатрической ассоциации России" - было взято 10 августа после того, как независимая комиссия посетила психиатрическую больницу в Апатитах.

- Расскажите, пожалуйста, об итогах вашего визита в психиатрическую больницу Апатитов?

- Нам, трем членам комиссии и ее адвокату, предоставили возможность конфиденциально встретиться с Ларисой, поговорить с ней полноценно наедине. Мы пришли к выводу, что речь идет о реально больном человеке, что политической подоплеки здесь нет, но все это не на пустом месте, не случайно и не даром. Вы сыграли огромную роль, то есть международные масс-медиа, в том, чтобы вскрыть то, что на самом деле висит в воздухе. Мы на пороге широкомасштабного использования психиатрии в немедицинских целях, как при советской власти.

- Если вы говорите, что здесь никакой политики, тогда что это?

- Сама мысль о политической подоплеке возникла не случайно, потому что мы на пороге широкомасштабных нарушений. Это связано с тем, что с 95 года все демократические завоевания пошли вспять. Судебно-психиатрическая экспертиза огосударствленна даже в большей мере, чем была при советской власти. Раньше любой судья мог поручить любому психиатру процессуальную роль эксперта любой судебно-психиатрической комиссии, теперь это только привилегия сотрудников государственных экспертных учреждений. Я до 95го года выступал в комиссиях центра Сербского, и мы находили общий язык, и можно было повести за собой молодежь. Сейчас сложилась ситуация, когда мы можем выступать только в роли специалистов, то есть рецензентов уже написанных актов. Притом, что нас уже оформляют даже не специалистами, а свидетелями с тем, чтобы не приобщать к делу наших письменных доказательств а потом говорить, что раз мы не имели личного контакта с подэкспертными, а мы в качестве специалистов не в праве на это, то вообще наше мнение неуместно. То есть этот ход заранее понятен, и он перечеркивает возможность всякой независимой экспертизы.

- По вашему мнению, должна ли Лариса находиться на принудительном лечении?

- В данном случае была нарушена главная статья закона психиатрической помощи. Недобровольно можно использовать психиатрическое освидетельствование, госпитализацию и лечение только, если человек представляет непосредственную опасность для себя и окружающих, а также в случае его беспомощного состояния или при нарастании психотической симптоматики. По первому пункту можно легко одному психиатру стационировать человека, и в ситуации с Ларисой эта статья использована просто ради удобства. В данном случае она была использована совершенно незаконно. Никакой непосредственной физической опасности Лариса не представляла.

- А зачем, в таком случае, Ларису Арап надо было госпитализировать?

- Понимаете, мы тоже не все знаем. Но была опубликована грубая антипсихиатрическая статья, она и вызвала непрофессиональную ярость в облздравотделе. Вот мы приехали сюда, не зная о том, что состоится суд, а облздрав пригласил нас к себе с тем, чтобы задержать, чтобы мы не явились на судебное заседание. И сейчас там лютуют по поводу того, что мы поехали. Хотя наше участие в судебном заседании было достаточно представительным, и доктор Владимир Прокудин, и замечательно выступивший адвокат Дмитрий Бартенев сумели представить в суде наши позиции, судья предпочла позицию администрации больницы и прокурора. Позицию, которая всегда у нас традиционна. Это в обычных случаях обвинительный уклон, а здесь приоритет того, что мы называем полицейской психиатрией. Это значит, что главная задача психиатра – защищать государство и общество от психически больного, в то время как настоящая задача психиатра – это защита психически больных, как самой уязвимой категории граждан.

- Вы разочарованы результатом своей поездки в больницу?

- Администрация больницы дала возможность нам встретиться с врачами, рассказать о своей деятельности, мне кажется, вызвать их симпатию. И я думаю, что задержка Ларисы в больнице – это в какой-то мере сохранение чести мундира и ее не станут удерживать долго, потому что никаких оснований для этого нет.

Ольга Малыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter