Ура, настало времечко.

Белинского и Гоголя, конечно, на рынок не понесем: где уж им, оранжевым русофобам и маргинальным писакам, тягаться с вызолоченной нефтяной державницей Мариной Юденич. Милорда глупого, пожалуй, теперь и вовсе следует посадить под суверенный литературный запрет – "во избежание", как агента британского империализма с отчетливым душком березовой каши.

Кстати, необходимо всенародным сходом осудить и преступное бездействие патриотической молодежи из движения "Наши". Отчего на раздольных площадях нашей православной отчизны до сих пор мы не видим костров и унитазных пристанищ для таких отвратительных и аморальных произведений, как книжки так называемых "Диккенса", "Конан-Дойля", "Байрона" и так далее? Певцы нищеты, асоциальщины, неповиновения властям, наркоманы, педерасты и просто бездари, эти выкормыши Альбиона, колыбели масонства, не должны отравлять своей "классикой" умы подрастающего поколения.

Но не будем отвлекаться. Времечко действительно настало преизрядное. Впервые за всю новейшую политическую историю России знамена с партийной символикой Союза правых сил будут подняты на "Марше несогласных"; на протестном шествии, организованном несистемной оппозицией и в первую очередь политическими силами – членами коалиции "Другая Россия".

Подняты эти знамена будут вполне официально. С одобрения и при поддержке первых лиц партии.

Той самой партии, которая всегда гордилась своей "системностью", называя ее "благоразумием" и готовностью "к серьезной работе". На улицы-то ведь выходят только те, кому больше заняться нечем, а СПС – респектабельная, буржуазная, уравновешенная организация.

Уравновешенная настолько, что любой перекос в своих рядах до сих исправляла с неумолимой методичностью опытного часовщика, престарелого Дроссельмейера. Многим памятна операция по вычленению из здорового партийного механизма бракованных шестеренок – а именно, московского отделения СПС, занявшего по отношению к правящим элитам безусловно отрицательную позицию.

Но, как писал однажды Юнгер, мы можем производить любые манипуляции со стрелками на циферблате. В результате же мы сменим только цифры, но вовсе не ход событий. Подтягивая часовую пружину, невозможно закатить солнце.

"Солнечные метафоры", как правило, свидетельствуют о чрезвычайном пафосе текста, в котором они используются. Но в данном случае стоит постараться оперировать не живописью чувств, а трезвой чертежной логикой.

До каких пор призывы СПС к нацболам не демонстрировать политическую символику на митингах в память о жертвах политических репрессий могли восприниматься адекватно? Ни одна партия в стране не насчитывает столько политзаключенных, сколько партия сторонников Эдуарда Лимонова. До каких пор из партии могли исключать людей за одно только появление на митинге вместе с активистами коалиции "Другая Россия"? Сергея Жаворонкова, напомню, постигла именно эта участь – он своим участием в "Марше несогласных" нанес, оказывается, непоправимый политический ущерб Союзу правых сил.

И до каких, наконец, пор либералы из СПС готовы были сводить всю свою риторику в печальный и стыдный бубнеж о "необходимости серьезной работы"? "Партия реальных дел" у нас одна, и мы ее знаем. Всероссийская контора по оказанию медвежьих услуг населению, очень единая и даже отчасти справедливая. И все готовы работать. И метлой их с рабочего места не выметешь, у них там горячая пища три раза в день и много других приятных и полезных развлечений, не подлежащих двухсотрублевой монетизации.

На чем же собирались работать представитель СПС? В цехе российской демократии давно уже разбиты все станки, перевернуты планшеты, по безлюдным коридорам с выбитыми окнами ходит студеный ветер, и тоскливо подвывают призраки напяливших медвежьи личины экс-либералов: Платонова, Новицкого, Дарькина наконец. Много их было таких, "серьезных политических работников". И это не случайная халатность, это сознательная политика руководства завода. Не сменив данное руководство, сдавшее производственные площади в бессрочную аренду компании "Старая Площадь плюс", никакого возобновления работ по выпуску качественной продукции добиться просто невозможно.

Да и была ли она, качественная продукция?

Кто старое помянет, тому глаз вон. А кто забудет – тому оба. Так что помянем, под черствую корку. И признаем, к сожалению, что к текущему политическому кризису, как собственному, так и общероссийскому, партия СПС шла всю свою сознательную жизнь. По мере своих правых сил стараясь этот кризис трудолюбиво приближать.

Не будем вытаскивать из пыльных архивов транспаранты "Путина в Кремль, Кириенко в Думу!". Не станем, тем более, устраивать экскурсию по давно уже почившему в груде агитационных отходов самолету, на котором птица-тройка СПС, Чубайс-Немцов-Хакамада, пронзала отдраенные до соблазнительной пушистости облака над Россией, стучавшей по мерзлой благодаря Рыжему Толе тверди земной пустыми жестяными мисками. Откажемся даже от искушения поднимать годовалой давности интервью Никиты Юрьевича Белых, в котором он обливает "Другую Россию" разве что не "царской водкой".

Просто отметим, что "принципиальная" платформа СПС содержала изъян уже в самом своем фундаменте.

Как выглядит рядовой сторонник СПС? Не лицом с плаката, а образом, отпечатанным в народном сознании? Это карикатурный буржуй – фрак, брюхо, цилиндр, сигара в сальных, издевательски искривленных губах. "Заводовладелец, будь толстым и гордым! Бей пролетария в хамскую морду!"

До последнего дня партия СПС зачем-то старалась этот образ обелять и приветствовать. Только вот ведь какая загогулина получилась. Нет в России буржуев. И среднего класса нет. Поздно спохватились с "достройкой капитализма", раньше надо было достраивать. И начинать – вовсе не с "крыши", во всех смыслах этого до девяностых годов вполне невинного слова.

Бережно выращиваемые "принципы" СПС просто не нашли своего потребителя. Незачем идти с астролябией на колхозный рынок, если ты, конечно, не Остап Бендер. Российское общество поделено на два класса – крупных собственников и всех остальных.

Крупным собственникам ни в коем случае не нужна демократия, им требуется только защита своей собственности. Собственности, нажитой, скажем так, делами не совсем праведными, от финансовых афер до недвусмысленных бандитских разборок, и потому особенно нуждающейся в защите. Эту защиту они увидели в бюрократической твердыне под названием "Единая Россия" и рванули бодрым галопом за ее спасительные стены. Правовыми основаниями они защищаться не хотят, потому что любые правовые основания будут обращены в первую очередь против них. "Лучше договориться".

Тех же, кому не обломилось масла, юмористическая буржуазность СПС смущала и раздражала. Либералы стали вызывать чувства, близкие к ненависти, они представлялись демагогами, которые стараются защитить тех, кто давно не нуждается в защите, попутно оскорбляя самые уязвимые слои населения. Выбирая между "принципами" и "справедливостью", СПС целенаправленно выбирала первое. Забыв о том, что "принципы", не освященные понятием общественной пользы, становятся карикатурой на себя самое.

Тем временем в России подрастало "новое поколение демократов". Это поколение представляют успешные молодые люди, способные сами заработать на жизнь. Своим трудом, а не унижением другого. Талантом, а не рвачеством. Энергией, а не оружейным стволом, приставленным к чьей-то голове. Способностью добиваться успеха на рынке, а не умением ловко вышвыривать бессмысленных с экономической точки зрения старух из их старушечьих квартир.

Это творческая элита. Это бизнесмены, продравшиеся сквозь липкие лианы российской коррупции. Это технические специалисты. И много кто еще.

И так неожиданно сложилось, что у этих людей, на каждом шаге спотыкавшихся о пни и кочки "административного ресурса", но находивших в себе силы все-таки идти вперед, возникла глубокая неприязнь к самому наличию пней и кочек. Иными словами, у них развилось обостренное чувство той самой пресловутой справедливости, которое "правые" старой волны безуспешно старались подменить понятием "экономической эффективности".

Эффективно ли нагнать на Красную площадь стотысячную массовку для восхваления политики кремлевского руководства? Да, конечно же, эффективно. Эффективно ли на любое резкое слово из-за границы меланхолично крутить газовый вентиль? Эффективно до безобразия. Эффективно ли закрывать независимые СМИ, а наиболее принципиальных журналистов укладывать в домовину? Не то слово! Потрясающий эффект.

Но эффективно ли жертвовать часть своей зарплаты на благотворительные программы? Безвозмездно участвовать в акциях волонтеров? Портиться лицом при виде нищего старика? Получать по костям резиновым изделием продолговатой формы на протестных акциях? Плевать в обмундированную лапу, протянувшуюся за привычной взяткой?

Нет. Одно сплошное беспокойство. Поощрение нахлебников. Возврат в проклятый совок. Безответственные выходки. Отказ от договорных отношений, священной основы всякого рынка. Но ведь жертвуют, участвуют, идут.

Возвращение в совок. Скажите, вы знакомы с принципом действия часового маятника? Своим колебанием он движет не только часовые стрелки, но и свой противовес. Любой ошибочный поступок со стороны властей должен встречать немедленное гражданское сопротивление, ведущее к возврату на исходные позиции, к пересмотру и калибровке решения. Только такая система имеет право называться "стабильной". Теперь маятник заклинило. Время остановилось. Вес оказался слишком велик. И в общей мере этого веса есть хорошая доля чугуна от СПС. "Пусть хоть совсем не шатается, лишь бы не влево, лишь бы не влево".

Не шатается. Легче стало? Добро пожаловать в застой. Если все шагают в ногу, мост обрушивается. Есть такой закон природы – колебательный закон.

И чего теперь стоят все пресловутые "принципы"? Где та демократия, за которую вы все обязаны были бороться? Да и как вы могли бороться, если сама идея борьбы казалась вам недозволительной опасностью замарать белоснежные манжеты на сорочке? К тому же, если легализовать саму идею борьбы, то тогда и с черте кем придется бодаться, вылезет какой-нибудь серпасто-молоткастый, да как разинет рот, да как заорет. Уж лучше дружить со шкурными, чем тягаться с промасленными.

Придется. Называется "политическая конкуренция". Или вы были настолько неуверенны в своих правых силах?

"Лучше мы отдадим свои дома без боя, лишь бы близкие наши не увидели ужасов войны". Вот что получится, если перевести "системные правые принципы" на понятный, человеческий язык. А вы уверены, что ужасы оккупации покажутся слаще? Теперь уже не уверены. Теперь их вязкой приторностью умудрились накушаться все, до тошноты, по самую маковку.

Галича-то Александра Аркадьевича помните еще?

Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань,
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль.
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере... к этакой матери.
Но поскольку молчание - золото,
То и мы, безусловно, старатели.

Промолчи - попадешь в богачи!

Промолчи - попадешь в первачи!

Дальше напомнить?

Промолчи, попадешь в палачи.

Объяснимся. Этот текст вовсе не является критическим по отношению к СПС. Наоборот, выздоровление "правых", очнувшихся от системных ошибок словно от глубоко обморока, вселяет какой-то специфический безудержный оптимизм. И тем сильнее желание былые ошибки подчеркнуть, обозначить, сохранить для памяти, запечатлеть для потомков. Возвести их в категорический, строго вычерченный принцип, и сделать возвращение к этому принципу невозможным.

Сейчас Союз правых сил обвиняют в "популизме". Обвинение это не имеет под собой ни малейшего смысла. Внимание СПС к социальным и правовым проблемам населения можно только приветствовать. После обещания увеличить пенсии, после акций, направленных на борьбу против роста цен, рейтинг СПС резко пошел вверх. Не за счет коммунистов. Не за счет социалистов. А именно за счет той "новой волны российских собственников", нашего будущего среднего класса. Индивидуализм подразумевает самоуважение. Уважать себя, зная, что ты участвуешь в грязных делах или, по крайней мере, потворствуешь им – невозможно. Такой индивидуализм называется самодовольством. "Самодовольные" давно уже агитируют за "третий срок" и "национального лидера".

Мы не хотим жить просто хорошо. Мы хотим жить достойно. Мы не желаем чувствовать стыд и неловкость за то, что происходит в стране вообще и с каждым отдельным российским гражданином в частности. Вот тот лозунг, который пока не заявляла ни одна "легальная" политическая партия. Либо единоличное обжиралово и неспособность видеть дальше собственного кошелька, либо все сплошным гуртом отправляются на лесоповал возрождать имперскую мощь былую. А куда же идти нормальным людям?

Где свободный рынок не противоречит увеличению пенсий? Где крупная частная собственность не угрожает одним своим наличием всей юридической системе? Где разрешается быть состоятельным, но при этом милосердным? Где, наконец, те политические фигуры, за которых можно голосовать не потому, что это выгодно, а потому что это правильно? Где ты имеешь право сказать то, что думаешь, не вздрагивая при этом от каждого звонка в дверь собственной квартиры? Кто разрешит выйти с протестом против преступных действий властей, не обзывая тебя "безответственным популистом"?

Никто? Ну, значит, мы сами…

Сегодня партия СПС старается привлечь на свою сторону симпатии именно этой, всеми незаслуженно позабытой прослойки. Пока что у нее неплохо получается. Однако заголовки новостей звучат все тревожнее. Активистам партии угрожают – и бегут вчерашние паладины демократии в привычный, теплый медвежий угол, не ради выгоды уже бегут, от страха спасаются. А вот и суверенный ЦИК незамедлительно проверил свои бумаженции, и раскопал незадекларированных "правых" доходов на сумму чуть ли не в полмиллиарда рублей. И то ли еще будет.

"Набухла туча, метастазирует", - если оценивать ситуацию словами Льва Лосева.

Не унывайте. Прорвемся как-нибудь. Звучит наивно, но… Не молчать же? Пусть будущий град выкосит чужую, косолапую делянку. А мы рассмеемся в лицо снегопаду, как смеялись в Минске, на площади Кастуся Калиновского. Помните площадь-то, Никита Юрьевич? Помните. Это хорошо. И мы вас помним. Прекрасно держались. Вот и сейчас давайте так же.

Что еще добавить? Пожалуй, вот что. Многие сторонники СПС, как определившиеся, так и замявшиеся, потенциальные, пробуют новый курс "правых", как босой ногой студеный пруд – недоверчиво, каждую секунду готовясь к тому, чтобы отпрыгнуть. А вдруг после выборов СПС опять уйдет в непробиваемую системную "принципиальность"?

Не надо бояться. Не уйдет, если вы не позволите. Вы же вытолкнули СПС из системности. Значит, и все дальнейшее зависит только от вас, от простых активистов и избирателей, сохранивших совесть. Послушайте лучше еще раз Александра Аркадьевича:

Спрашивает мальчик: почему?
Двести раз и триста: почему?
Тучка набегает на чело.
А папаша режет ветчину,
Он сопит и режет ветчину
И не отвечает ничего.

Спрашивайте: как и почему?
Как, и отчего, и почему —
Спрашивайте, мальчики, отцов!
Сколько бы ни резать ветчину, —
Надо ж отвечать, в конце концов!

Один раз у нас с вами уже получилось. Увидимся на "Марше несогласных". И на избирательных участках, конечно же.

Станислав Яковлев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter