Тандем начинает скрипеть. В силу логики бюрократического государства новый начальник неизбежно противопоставляет себя предыдущему. Дело в том, что смена руководства, по идее, непременно должна привести к улучшению качества работы. Чтобы сразу же создать видимость улучшения, производятся кадровые перестановки, смена вывесок, объявляются новые приоритеты. Вольно или невольно это сопровождается критикой предшественников. Именно в такой ситуации находится сейчас Медведев. Его начинания или даже их имитация не могут не сказываться на имидже Путина. Получается, что у "национального лидера" были ошибки. Статус Владимира Владимировича снижается.

Как известно, Дмитрий Медведев был преподнесен обществу в образе либерала.

Ни малейших изменений в сторону демократизации политической жизни до сих пор не произошло, однако время от времени Кремль подает "сигналы", якобы означающие, что эти изменения не за горами. Это дает повод разного рода конформистам заявлять, что с властью можно и нужно работать. Последние "сигналы" такого рода были совсем недавно.

10 февраля Медведев подписал указ об утверждении состава Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека. Председателем Совета президент снова назначил неоспоримого лидера гражданского общества Эллу Памфилову.

Уже сам факт того, что глава такого Совета не избран, а назначен, свидетельствует о чисто декоративной роли этой структуры.

Правда, в составе Совета произошли изменения. Вместо видных "патриотов-государственников" Виталия Третьякова, Сергея Маркова, Владимира Соловьева, Максима Фадеева, Алексея Подберезкина в Совет вошли журналистка Светлана Сорокина, политолог Дмитрий Орешкин и еще ряд лиц, имеющих репутацию умеренных либералов.

Очень красноречиво заявление Эллы Памфиловой: "Приглашены работать люди, которые по многим вопросам находятся в оппозиции, но готовы активно взаимодействовать. Это площадка для того, чтобы люди, которые представляют мнение меньшинства, имели доступ к президенту и могли донести иную точку зрения, иногда отличающуюся от государственной". Обратите внимание на этот пассаж: мнение меньшинства, иногда (!) отличающееся от государственного. Сколько же здесь низкопоклонства. "Аналогов этому Совету нет нигде в мире", — сказала Памфилова. Возможно, она права.

Одиннадцатого февраля Медведев выступает уже с новой инициативой. На этот раз Дмитрий Анатольевич обратил внимание на неудовлетворительную работу региональных комиссий по помилованию. Не нравится ему, что комиссии "либо пачками предлагают помиловать по самым разным статьям, либо не предлагают к помилованию никого". Видимо, Дмитрий Анатольевич желает, чтобы комиссии по помилованию работали в режиме бухгалтерии. "Необходима разумная государственная линия. Но этим вопросом я буду заниматься сам, как президент страны", — подчеркнул Медведев.

Напомню, что в настоящее время существует очень сложный порядок подачи прошения о помиловании. Сначала прошение поступает в региональную комиссию, затем на рассмотрение к губернатору и лишь после этого направляется президенту. Такой кафкианский порядок был установлен после ликвидации Комиссии по помилованию, возглавляемой писателем Анатолием Приставкиным. Во время работы Комиссии к помилованию представлялось более десяти тысяч человек в год. Судя по всему, в Кремле сочли, что это "неразумная государственная линия".

На самом деле, из тюрем можно и нужно выпускать гораздо больше людей, чем десять тысяч в год.

Необходимо менять безжалостные российские законы, а не реформировать комиссии по помилованию.

Реакция "снизу" на заявление Медведева не заставила себя ждать. Уже 12 февраля председатель петербургской комиссии по помилованию Алексей Козырев сообщил, что на ближайшем заседании намерен поставить вопрос об обращении к Медведеву с предложением восстановить общефедеральную комиссию при президенте России. Как предполагает Козырев, в эту комиссию будут передаваться наиболее серьезные дела, связанные с помилованием убийц и рецидивистов. Право же помилования за менее существенные преступления можно передать региональным комиссиям и губернатору.

План, изложенный Козыревым, выглядит вполне разумным, но для его выполнения понадобятся изменения в Конституции. Ведь правом помилования в России обладает президент.

Увы, есть основания подозревать, что поправки, связанные с правом помилования, станут поводом для внесения еще каких-нибудь изменений в основной закон.

А как показывает практика, эти изменения не способствуют демократизации российского государства.

Ясно, что Дмитрий Медведев станет периодически выступать с инициативами, которые так или иначе будут затрагивать систему, существовавшую при его предшественнике. Но именно только затрагивать, а не менять ее. Смена состава Совета при президенте или даже реформирование комиссий по помилованию ровным счетом ничего не изменят в сути режима. Политкорректные либералы не взбунтуются, а до губернатора достучаться ненамного проще, чем до президента. К тому же, областные начальники все время будут оглядываться на Кремль. Как бы не одернули из высокого кабинета: что это ты, Петрович, у себя там либерализм развел?! Не медведевские подмалевки к путинской картине нужны России. Исчезнуть должен сам холст.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter