С трудом совместимая с понятиями о лете, затянувшаяся пасмурная, холодная и дождливая погода в Москве и Питере, где обитает большая часть интернет-"писателей", настраивает их на депрессивный тон. Неудивительно, что на минувшей неделе блогеры не всегда грамотно расставляли приоритеты, отделяли зерна от плевел, а вечное от сиюминутного. Настоящую человеческую трагедию в далеком Иране и драму на Кавказе от показухи в московском супермаркете и прочих информационных "белых шумов". Ну уж как смогли, так и осмыслили. Других писателей у нас в самом деле нет.

Что тут говорить, современные информационные технологии — сила. Не помню, кто высказал гениальную фразу: "Если событие не осветили по CNN, то его не было, а если осветили — через неделю все равно все о нем забудут и начнут обсуждать новое освещаемое событие".

Поэтому не стоит удивляться, что "страсти по Ирану" на минувшей неделе притихли, ведь местные власти фактически запретили работать зарубежным журналистам, стали сажать в тюрьмы не только местных "акул пера", но и бесстрашных блогеров.

И потому количество текстов и роликов об антиправительственных демонстрациях и кошмарных преследованиях протестующих, поступающих только по "неофициальным" каналам: через блог-сервисы Twitter и YouTube, — сократилось. Что, однако, не означает никакого "замирения" ситуации. Скорее наоборот.

Блогер Алимыч сумел отыскать в потоке информации жуткую картинку убитого иранского демонстранта с рубленой раной грудной клетки и так комментирует ее: "Цепляться за трубу до последнего такой ценой — это чересчур. Это не вылет из универа, не автозак и не мягкий намек на вечное ожидание премии. Это не лояльность в обмен на диплом, не распределение за гроши, не подтасовки на выборах и не сурковские птенцы в плащах с Путиным. Это не пятьдесят тысяч народу с г...донами на Ленинском проспекте. Это президент, который попросил своих комсомольцев рубить бузящее быдло топорами, — работа комсомольцев Ахмадинежада".

В сообществе демократического движения "Солидарность" отмечается, что "молодая иранская девушка, Неда Солтани (Neda Soltani), убитая в Тегеране членами бригад "Басидж" выстрелом в сердце, стала символом борьбы народа против правящего режима. По одним данным, она вместе с отцом принимала участие в демонстрации протеста, по другим — просто находилась на проспекте, по которому шли протестующие, и стала случайной жертвой снайпера.

Ей было всего 26 лет... Неда была очень красива — сотни тысяч людей во всем мире видели, как она умирала, и как кровь заливала лицо. Ссылки на видеоролики с записью гибели девушки молниеносно распространились по различным блог-ресурсам, а попытка иранских властей заблокировать доступ к YouTube и другим интернет-сайтам не принесла существенных результатов".

На следующий день тысячи иранцев вышли на улицы уже на митинг памяти Неды. Акции протеста прошли в других странах мира — от США до России.

Лидер молодежного движения "Мы", Роман Доброхотов, был одним из организаторов и активных участников московского митинга у стен иранского посольства, который, увы, в отличие от акций в поддержку иранской демократии в других странах, был немногочисленным (около 50 человек):

"Там был рабочий день, и на нас с любопытством смотрели из окон, — пишет он, — а иранское ТВ взяло интервью. Вроде как они с госканала, но с удовольствием подсказывали, как будет на фарси "свобода" и "диктатор". Скоро, может быть, они и сами вспомнят это в эфире".

Но в любом случае значение нынешней "персидской революции" в том, что уже нельзя говорить, что "акции протеста ничего не дают": напуганное по-настоящему революционным размахом и поддержкой во всем мире правительство Ирана уже идет на попятную: "Комиссия по юстиции меджлиса Исламской республики выступила с предложением исключить из уголовного кодекса страны такие меры наказания, как побивание камнями и ампутация. Духовный лидер, аятолла Али Хаменеи принял просьбу Наблюдательного совета страны продлить на пять дней срок подачи жалоб о нарушениях на выборах", — отмечает Доброхотов.

При этом, что самое удивительное, причиной широкомасштабных волнений просвещенных иранцев, сотрясающих даже тегеранское метро, которое на вид куда чище и современней московского, стали именно воцарившиеся в стране средневековое мракобесие, ханжеское морализаторство и мелочное вмешательство духовенства в частную жизнь граждан. Против этого люди не боятся идти даже на смерть. Ведь в плане справедливости распределения пресловутых нефтедолларов нынешний Иран еще даст сто очков форы путинской России!

"Иран продает ежегодно на экспорт чуть больше 200 млн тонн сырой нефти. И еще 22 млн переработанной, — пишет редактор информационного агентства Stringer Елена Токарева. — Ахмадинежад за счет доходов от экспорта нефти сделал пенсию пенсионерам от 600 до 800 долларов в месяц, а трудоспособному крестьянству платит по 80 долларов в месяц в качестве пособия. Если бы в России была честная власть, то она платила бы пенсионерам пенсию хотя бы по 400 долларов в месяц, но, увы, в России пенсия 200. А доходы от нефти идут в карманы друзьям Путина".

Выходит, лишь то, что у наших нынешних власть предержащих пока хватает ума не лезть в молодежные моды, Интернет и постель, спасает их от полномасштабного народного гнева.

"В Иране на улицу вышли сотни тысяч людей, в том числе и в хиджабах, — пишет член политсовета движения "Солидарность" Гарри Каспаров, — и вышли именно под либеральными лозунгами. Нынешняя ситуация в стране — демонстрация того, что у людей есть внутренняя потребность в таком устройстве окружающей их жизни, когда их мнение, их голос учитывается, когда власти не могут принимать решения без оглядки на свой народ".

"Я далек от того, чтобы считать происходящие в Иране столкновения борьбой "демократов" против "диктатуры" в чистом виде, —

пишет другой лидер "Солидарности" Владимир Милов. — Там все сложнее, тем более что протестующие апеллируют к "идеалам исламской революции" и кричат "Аллах акбар", а не что-то там про построение демократического общества.

Но ведь и многие из нас в конце 1980-х тоже слабо разбирались в том, что происходит, и хотели всего лишь "социализма с более человеческим лицом". (Кстати, тогда была популярна тема "Хаменеи плохой, потому что предал идеалы Хомейни", то есть (зачеркнуто. — Прим. ред.) "Сталин плохой, потому что предал идеалы Ленина" — даже Горбачев в начале перестройки с удовольствием говорил о том, что он рассматривает ленинскую стилистику работы как образец для себя.) Это потом, по мере того как пресса становилась свободнее, правда открывалась все яснее".

Ну а в России на фоне драматических иранских событий главной темой для обсуждения в политизированных блогах стал очередной медийный спектакль для населения с участием премьера Путина по "пикалевскому" сценарию. На сей раз разыгранный в столичном супермаркете "Перекресток" — в то самое время, пока президент Медведев копировал стилистику Обамы на фоне египетских пирамид, а на Кавказе был тяжело ранен новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, искренне пытавшийся замирить неспокойный регион.

"А эти сосиски аж по 120 рублей", — дивился премьер ценам, — напоминает о разыгранном представлении журналист Николай Троицкий.
— На них наценка 52 процента, это нормально? — сказал Путин, заглядывая в какие-то листочки.
— Вы по какой цене поставляете мясо? — спросил Путин у одного из производителей.
— Охлажденное мясо по 140–160 рублей за килограмм, — ответил тот.
— А здесь по 335 рублей продается! — воскликнул Путин. — Вот это накрутка!

В Пикалеве лучше было поставлено и сыграно, — отмечает журналист. — И дело даже не в том, что Кобаладзе повел себя в стиле живописца Глазунова, пообещав удлинить меч (зачеркнуто — прим. ред.). Откуда в магазине "Перекресток" сосиски по 120 рублей за килограмм? Это разве что для бомжей и из крысиного мяса. При этом "КП" пишет о "сосисках по 120 рублей", Колесников в Ъ — о "сосисках по 240 рублей", куча всяких агентств — о "наценке в 120 процентов".

Все заврались, запутались – и пусть идут в баню. А визит ВВП именно в ЭТОТ магазин целый месяц готовился. И спецценники там размещали, и в одной торговой точке цены снижали. Очень плохой спектакль, короче говоря. Хотя пипл хавает. Пипл и не такое хавает".

"Вчерашняя потешная перепалка экс-генерала ВСР... и экс-подполковника того же ведомства завершилась не менее комично, — отмечает другой, еще более близкий к "верхам" блогер a_kotok. — "Перекресток" обернул в шутку данное Путину обещание снизить цены. Об этом рассказала Лента.Ru. В супермаркетах сети не будут снижены цены на продукты питания, как это было обещано председателю правительства. Кобаладзе всегда отличался тонким чувством юмора. Оказывается, еще и смелостью..."

— Товарищ генерал-майор, как жизнь? — разыгрывает ситуацию в лицах журналист Олег Панфилов.
— Нормально, товарищ подполковник.
— Пошутим?
— А как?
— Как-как, ну, типа, я к тебе в магазин приеду. Поругаю тебя для виду. А ты для виду испугаешься.
— А потом?
— А потом — суп с котом. Главное, чтобы телевидение сняло. И "Эхо Москвы" обсудило...

Ну а тем временем исполнительный директор ОГФ Марина Литвинович с уже явно выраженной усталостью от каждодневного возмущения пишет про увиденный на днях билборд на Новорижском шоссе, где, как известно, расположено немало дач столичных богатеев: "Домработницы из Филиппин". И филиппинка такая молодая, улыбающаяся, предлагающая явно еще что-то, кроме домоработы. Входит ли в домоработу массаж, например?"

Очевидно, те, кто днем дурит мозги народу про "вставание с колен" и "иранских оранжистов", а вечерами выписывают себе филиппинскую прислугу, думает про нас, грешных: "Ничтожества! Ваши заботы лишь забавляют нас!"

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter