Волнения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иран, Гондурас, кавказская кровь, селигерские хляби, да даже очередной съезд лидеров стран "Большой восьмерки" — все события минувшей недели померкли перед первым визитом Барака Обамы в Москву. Ради высокого гостя был полупарализован центр российской столицы. Вдоль кремлевских стен и закрытого от греха подальше торгового центра на Манежке степенно прогуливались англоговорящие цэрэушники. Вместо модного в конце 80-х словечка "перестройка" в речах зазвучала "перезагрузка". Даже "зомбоящик" на краткий миг заткнул куда подальше карикатурный антиамериканизм, торжественно показывал "встречи темнокожего товарища Обамы с советскими трудящимися", среди которых оказались и известные блогеры "Живого журнала".

Феномен Обамы, первого настоящего лидера ХХI века, еще пока толком не исследован. Это сейчас, по свершившемуся факту избрания и невероятной для президента США популярности в странах третьего мира, легко говорить, что, мол, "теневое мировое правительство" специально именно такого "буратинку" и выпилило — "своего парня" как для европейцев (мать Обамы из старых аристократов), так и для африканцев, и для мусульман, и даже для индейцев (в нем течет и кровь народа чероки). Чтобы в условиях экономических трудностей заменить дорогостоящий "хард" на "софт пауэр". Что ему специально расчистили дорогу к креслу в Белом доме, упросив уступить харизматичную Хиллари, подобрали пожилого и малосимпатичного соперника от республиканцев.

Но вспомним одну лишь медведевскую речь на следующий день после оглашения итогов выборов в США. В ней каждое слово, каждая буква кричали: писалось "под Маккейна"!

Прокремлевские пропагандисты, среди которых немало скрытых расистов, потом еще долго не верили собственным глазам — как американцы могли выбрать чернокожего?

Да ведь этого просто не может быть… потому что не может быть никогда! Ну а потом, почему-то с сожалением, еще долго утверждали, что "этот парень все развалит" (хотя чего сожалеть? Ведь в таком случае их же сладкая мечта и сбудется — проклятая Америка наконец-то рухнет).

Легко также писать, что Обаму-де просто "сыграла свита" — члены его команды, с которыми очень повезло, как отмечает публицист Кирилл Бузков со ссылкой на статью Юния Давыдова. "Президент Обама" — это бренд! Но давайте вспомним, как все начиналось. Трудно придумать более нелепого кандидата на высший пост страны! Такой персонаж в принципе не имеет шансов. Судите сами:

  • Денег нет. На этом уже можно закрыть тему. Но, кроме того —
  • Негр (ни один черный доселе не смог пройти даже первый этап гонки).
  • Неприлично молод. А значит, опыт почти нулевой. В послужном списке несколько лет в сенате Иллинойса (читай: чиновник Самарской губернской думы). Ни боевых шрамов, как у героя Маккейна, ни могучей политической махины, что стояла за спиной Хиллари.
  • Но хуже всего — никчемная "товарная упаковка". Мультяшный экстерьер (маленькая голова, большие уши, огромная улыбка), дурацкий нейминг "Барак Хусейн Обама". Сравните с чеканным, звездным "Джон Маккейн III". Ну и кто тут король? Кто герой? Кто бренд?..

Если у бренда нет рациональных преимуществ, ищи эмоциональные... Вслушайтесь в феноменальную риторику Обамы. Каждый янки с детства помнит, как "зажигают" проповедники в черной церкви. Вся music culture США вышла из этого импровизационного спиричуэла: и джаз, и рэп, и хип-хоп. Жесткий бит, вопрос-ответ, короткие, ритмичные фразы накачивают, заряжают толпу, вводят ее в транс. Тысячи домохозяек и фермеров начинают восторженно орать, заходятся в групповом экстазе...

В его команде работал специально обученный "подонок", который во время репетиций выступал от имени оппонента, всячески дразнил, провоцировал, оскорблял Барака, сбивая с мысли и высказывая самые мерзкие обвинения. Так Обама готовился к контрударам, чтобы ни за что не сорваться, не выйти из образа, не потерять драйв, не забыть свое магическое "Yes, we can!"...

От Америки будут скрывать роль тинейджеров-вундеркиндов в выборах главы нации. Но именно кучка талантливых ботанов из Силиконовой долины играючи превратили Обаму в мегабренд... Вместо того чтобы заняться чем-то серьезным, они наплодили кучу гаджетов, фишек, примочек и прибамбасов. Например, уникальный сайт. Просто чудо, а не сайт! Мимо него просто нельзя проскочить — как все дороги ведут в Рим, так все ссылки вели к Обаме. Куда бы ты ни шел, как бы глубоко ни нырнул в Сеть, повсюду маячил вход "к Обаме". А попав на сайт, каждый сразу получал доступ к внутренней информации, вступал в контакт с блогерами, высказывался, предлагал, задавал вопросы. И что самое ценное — получал ответы! Не готовые шаблоны, а настоящие...

Сайт Обамы стал модным местом тусовки — ведь здесь была не только политическая трибуна, но и (о, ужас!) шикарная площадка для знакомств, развлечений, флирта. А если тебе тут хорошо, почему бы не отдать пару баксов, поддержав прикольного парня, который всю эту тусу замутил? С миру по нитке гениальные ботаны собрали в Сети нереальные, космические 640 000 000 долларов...

100 лет назад Рузвельт выиграл выборы благодаря хайтековому гаджету — радио. Кеннеди стал первым лидером TV-эпохи. Обама, безусловно, бренд эры WEB. Yes, we can!"

Но в этом довольно серьезном исследовании все же нет простого замечания: Барак Хусейнович и сам по себе человек очень нестандартный и талантливый.

Член бюро федерального политсовета Объединенного демократического движения "Содидарность" Владимир Милов видел Обаму во время его выступления в РЭШ и подметил в этом "политике нового поколения" нечто, чего не было ни у бушевских "неоконов", ни и у отечественных "путиноидов": "Обойдусь без превосходных эпитетов — просто скажу, что он крутой. Очень крутой. Все рассуждения о том, что это "голливудская пустышка, которая умеет только говорить", — чушь несусветная, а люди, которые это произносят, говорят глупости, не заслуживающие ни секунды внимания.

Это очень серьезный международный лидер такого масштаба, которого мы давно не видели. Я хотел было сказать "не то что Буш, читающий по бумажке мантры о демократии", но к чему это говорить, все и так ясно. Произносит не голливудскую постановочную речь, а умный и связный авторский текст, явно пропущенный через себя и прочувствованный. Форма речи мягкая и неагрессивная, но мысли весьма твердые и даже жесткие. Логические связки — на месте. Эмоциональный фон — передается.

Такой лидер вызывает доверие. У нас таких нет".

Милов подметил, что слушать речь американского президента пришла вся "интеллектуальная модернистская элита", включая президента СССР Михаила Горбачева, Евгения Ясина, Анатолия Чубайса. От "медведевской" команды присутствовал Дворкович, а вот, к примеру, Петр Авен и Алишер Усманов, хоть и были приглашены, до РЭШ так и не доехали.

Ну что ж, кто пришел, тот и пришел. "Та часть российского общества, которая хочет видеть свою страну частью цивилизованного мира, а не прозябать на азиатских задворках". Присутствовал в зале РЭШ и кировский губернатор Никита Белых, хотя его звали на более камерное мероприятие:

"Меня действительно пригласили на встречу с Обамой. В конце прошлой недели пришло письмо от посла США. Не устроил формат мероприятия: меня пригласили на встречу с представителями оппозиционных партий и движений. В связи с этим я был вынужден в корректной форме отказаться, поскольку не возглавляю ни партию, ни движение, ни общественную организацию. Я вообще политикой не занимаюсь (повторяю в 150-й раз) и не представляю на сегодняшний день ни одно из оппозиционных движений. Так что давать повод для спекуляций по этому поводу — как по одну, так и по другую стороны политических баррикад — тоже не собираюсь".

Среди лидеров российской оппозиции, встречавшихся с Обамой в отеле "Ритц-Карлтон", были и политики-блогеры, и они поделились ощущениями.

"Встреча продолжалась чуть более часа, — пишет член бюро федерального политсовета "Содидарности" Борис Немцов, — Обама на меня произвел впечатление человека правильного: семейного, совсем не циничного, уважающего закон, трепетно относящегося к основным ценностям демократии. Такой настоящий протестантский проповедник.

У нас признаком доблести и силы являются здоровый и нездоровый цинизм, жесткость, переходящая в жестокость, хитрость и коварство. Я говорил о том, что идея Обамы о перезагрузке российско-американских отношений очень позитивная и правильная. Ей мешает отсутствие доверия между руководством России и США. Недоверие возникает из-за отсутствия общих фундаментальных ценностей. Если для Обамы фундаментальными ценностями являются свобода, конкуренция и торжество закона, то для Путина — цензура, Газпром и "басманное" правосудие. Какое уж тут доверие. И какая уж тут перезагрузка.

К сожалению, ставка на монополию в политике (доминирование "Единой России"), в экономике (доминирование госкомпаний) и в идеологии (ностальгия по советской империи и агрессивная внешняя политика) ведут Россию прямиком в третий мир с дикой коррупцией и бесправными людьми.

Кроме того, Лена Лукьянова и я затронули вопрос о Ходорковском. Лена сказала, что правосудием тут не пахнет, а я — что это типичный пример двойных стандартов и политически мотивированных судебных решений. Сложилось ощущение, что для Обамы этот вопрос не нов и он эту проблему хорошо знает.

Главный вывод, который я для себя сделал, следующий: Обама в отношении России будет строить двухслойную политику. С одной стороны, будет пытаться договариваться по конкретным вопросам с официальной российской властью: Иран, Северная Корея, Афганистан, ПРО и так далее. А с другой — развивать и расширять сотрудничество с гражданскими организациями. При этом он отчетливо понимает, что активное грубое и беспардонное вмешательство Америки в российские внутриполитические процессы нанесет вред, и делать этого не будет".

"Яблочник" Иван Большаков отмечает, что лидер их партии Сергей Митрохин посвятил свое выступление стратегическому партнерству и идее совместной ПРО. "Я нахожусь в процессе пересмотра вопроса о размещении ПРО в Европе. Не исключаю совместные действия с Россией в этом направлении. Но это будет уже совсем другая архитектура безопасности", — так Обама ответил на предложение Митрохина отказаться от одностороннего размещения систем ПРО в Европе и рассмотреть вопрос об организации совместной российско-американской ПРО.

По мнению Митрохина, такого рода конфронтационные шаги крайне вредны для российской демократии, которая не может развиваться в удушливом климате антизападничества, антиамериканизма и борьбы с окружающим миром по всем фронтам. От США сегодня во многом зависит, будут ли глобальные амбиции России реализованы через сотрудничество с Западом или через конфронтацию с ним. Обосновывая целесообразность российско-американской ПРО, Митрохин заявил, что она является наиболее эффективным проектом из всех возможных, потому что объединяет для общих целей безопасности два самых крупных ядерных потенциала в мире. Также необходимо развивать российско-американские отношения так, чтобы вовлекать российскую политическую и военную элиту в совместные проекты, что будет способствовать развитию демократии".

Депутат Государственной думы от "Справедливой России" и один из координаторов Левого фронта Илья Пономарев, также присутствовавший на встрече с Обамой, пишет: "Я вел прямой репортаж в Твиттере. Вот суть выступления каждого:
Ryzhkov talks about civil dialogue
Kasparov talks about radical opposition. Explains current political system
Gozman says US should interfere to restore democracy in Russia. Says we are not special and should have the same system as in the world
Nemtsov speaks about Putin and necessity of common values. Says real reset will happen only after Russia's return to democracy
Zyuganov praises Obama's anticrisis program and calls for better US-Russia ties. Asks to stop NATO expansion
Mizulina speaks about intl. adoption and Just Russia
Mitrokhin spoke about joint missile defense system
Lukianova spoke about justice and Khodorkovsky case

Я критиковал американскую политику за ставку на либералов, которые дискредитировали ценности свободы и демократии, — продолжает справедливоросс, — говорил о профсоюзах и опыте Форда, необходимости вести обмен гражданскими активистами. Подчеркнул, что надо отказаться от давления, помогать растить молодежь, развивать дух предпринимательства и высоких технологий.

Барак Обама сказал, что эта встреча — начало большого пути. Всем надо запастись терпением. У него хватило терпения шесть лет быть сенатором от оппозиции, которой также ничего не давали делать в сенате: проводить принципиальные законы, решать принципиальные вопросы жизни страны. Но правда в итоге победила. И в заключительном слове предостерег от завышенных ожиданий: есть общие ценности, общие цели, но есть и сиюминутные проблемы, которые надо решать, в том числе идя на определенные жертвы: проблема международного терроризма и нераспространения.

Он сказал, что ему стыдно за отдельные шаги Америки, но эта страница перевернута (да, и с Кубой отношения будут налаживаться). Особо он поддержал идею обмена гражданскими активистами и диалога между социальными движениями и профсоюзами, так что надеюсь на прогресс в этом направлении".

Отметим, Пономарев свидетельствует, что фразу "US should interfere to restore democracy in Russia" говорит отнюдь не "продавшийся проклятой Америке" Каспаров или Немцов, а создавший новую партию при поддержке определенных "башен" Кремля Гозман. Впрочем, сам Леонид Яковлевич утверждает, что его не так поняли:

"Я с самого начала не собирался ни о чем его просить, ни о чем информировать. Просить бессмысленно — это наше. Информировать не имеет смысла, потому что у него совершенно блестящая команда по России. И его сотрудники по России понимают нашу страну так, как мало кто из наших соотечественников страну понимает. Поэтому, конечно, все знает, что хочет знать. Я сказал ему, что, как мне кажется, что их интерес к нашей демократии не только ценностный, но и прагматический, поскольку авторитарная Россия не может быть не кем, кроме врага Соединенным Штатам, а демократическая Россия вполне может быть союзником, надежным партнером и так далее.

Но плохая новость при этом состоит в том, что Обама, будучи самым могущественным человеком на земле, тем не менее не может нам ничем помочь; мы можем помочь только сами себе. Это наше внутреннее дело, внутренняя проблема. Он может сочувствовать, но может и помешать, и я просил его не мешать.

Мне кажется, есть две вещи, которые если он сделает, это будет очень сильным тормозом — и это, надо сказать, делал его предшественник. Во-первых, если будут рассматривать Россию как придаток Кремля. Но, слава богу, он этого не делает, это делал Буш.

Второе, чем мог бы очень сильно помешать, если поверит в сказки, что Россия настолько особая специфическая страна, что ей нужна особая специфическая демократия, не такая, как у всех. Что мы хотим не того, чего хотят другие, и что мы к демократии не готовы. Я ему сказал, что прошу не верить в это. Русские люди такие же, как все остальные, и верят в свободную демократию не меньше. И мы готовы к демократии не меньше. Все остальное — это наше дело, это мы должны сделать, а вовсе даже не он".

И здесь действительно трудно не согласиться с Гозманом. Как пелось в известном гимне, "никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не герой". Никакую революцию — ни оранжевую, ни красную, ни серо-буро-малиновую — экспортировать нельзя. Необходимость перемен в обществе — причем куда предпочтительнее, если они будут носить не революционный, а эволюционный характер и без драматических последствий, — могут вызреть лишь самостоятельно и естественным путем. И тот же Обама демократическому развитию России помочь может лишь одним: развитием доверия на всех уровнях, "горизонтальных" связей между нашими народами, которые, при наличии миллионов личных контактов, не оставят и камня на камне от агрессивных пропагандистских завалов.

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter