В самом начале финансово-экономического кризиса, которого в Пензенской области, согласно тогдашним оптимистическим прогнозам чиновников, быть не должно, вся Пенза потешалась над тем, как стряпчие местной городской думы начали бороться с этим недугом. Кликнув телевидение, пензякам демонстрировали, как экономят бумагу и пишут на обратных сторонах использованных документов, как выключили за ненадобностью освещение в коридорах городской администрации, как используют одну машину на всех… Даже про сокращение штатов что-то смущенно промолвили, да запнулись.

Все это было одним днем. Потом свет в коридорах снова зажгли, бумагу используют ту, что надо, и подумали, что народ проникся пониманием. Народ не проникся, а когда мэр города Роман Чернов прокатился за границу на казенные деньги, коих катастрофически в бюджете не хватает, то люди вообще перестали понимать пензенскую власть.

Италийский поход

В июле сего года глава администрации Пензы Роман Чернов вдруг решил, что у него не хватает опыта по строительству продовольственных торговых центров. И это аккурат в разгар кризиса, прямо хоть в отставку подавай! Вот именно за этим опытом, как помпезно утверждала его пресс-служба на сайте администрации, и понесло градоначальника не куда-нибудь в Москву или Питер, а непременно в Италию, в славный город Болонья.

Действительно в Болонье располагается один из самых больших в Италии продовольственных центров по продаже фруктов и овощей. Данный рынок отличает большое разнообразие площадок: хранилища для замороженных продуктов, закрытые и охраняемые территории, запасные сооружения и офисные здания. Он относится к инновационному типу центров, предоставляющих передовые услуги агропромышленному сектору. Годовой оборот рынка — 400 млн евро. Он ежегодно реализует 350 тысяч тонн продукции, которая насчитывает 200 видов. В число поставщиков товаров входят 64 иностранных государства.

Но то ведь Болонья, а не Пенза!

В этой так называемой столице Сурского края, где полмиллиона жителей, понастроено столько торговых центров, что часть из них просто пустуют. Нечего продавать и некому.

Да и за аренду площадей просят немыслимые деньги. Ан нет, поехал Чернов в Италию. Там тепло и солнечно. И узы сотрудничества теплые! Ладно, бог с ним, съездил, вернулся. Тихо вернулся, без громкого оркестра. Чиновники по обыкновению посчитали, что сей вояж мэра через Альпы остался незамеченным для замученного тарифами ЖКХ налогоплательщика, но поездка вдруг вызвала естественный интерес.

Народ ждал, что скажет мэр после "италийского похода", какие блага для города теперь появятся, как побежден будет финансовый кризис в отдельно взятой Пензе… Но мэр упорно молчал. Тогда наиболее дотошные и не состоящие на окладе в придворных СМИ журналисты кинулись в пресс-службу с вопросами: "Какие грандиозные узы сотрудничества привез Роман Чернов из Болоньи, какие документы подписаны, где толпы алчущих инвесторов и какие фирмы с мировым именем нами заинтересовались? В какой степени от потраченных на поездку народных денег жизнь этого самого народа станет слаще? И где пресс-конференция с отчетом о поездке за кордон во время кризиса на бюджетные деньги?"

Пресс-служба после суточных консультаций с начальством все-таки проболталась по телефону, что это была просто ознакомительная рабочая поездка,

ничего особенного, дескать, и говорить мэру с вами не о чем. А потому никакой пресс-конференции не будет. И во сколько обошлось путешествие Романа Чернова нищей городской казне (не на свою же зарплату он туда катался!), для налогоплательщиков осталось тайной за семью печатями.

Здесь стоит напомнить, что

около 80-ти процентов тепловых коммуникаций в городе изношены до предела, и что будет зимой, неизвестно.

Проблема эта уже набила оскомину. Дороги, особенно внутридворовые, в значительной степени только имеют такое название. Несмотря на целую серию субботников (зачастую чисто формальные мероприятия, ибо бесплатно работать хорошо уже никого не заставишь), город так и не избавился от грандиозных помоек.

Люди, доведенные до отчаяния экспериментами с "корректировками" платы за горячую воду в разы и в сторону увеличения, готовы были ловить Чернова и его опричников на всех углах. Но бунт предотвратил совсем не мэр, а начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области Николай Ащеулов. Последний, кстати, считается единственным в Пензе настоящим хозяйственником, знающим как свои пять пальцев всю городскую инфраструктуру.

Мэр Чернов в Италии, наверное, кому-то там вещал про Пензу и про то, какой это якобы перспективный и благополучный город. И его, наверное, даже слушали. Но об этом мы не узнаем. Тем не менее ничего из Болоньи Чернов не привез, итальянские бизнесмены не ринулись за ним, хватая за фалды пиджака…

А все-таки налогоплательщик хочет знать, что же он конкретно делал в этой самой солнечной Италии в рабочее время на казенные деньги? Так же, как все еще жаждет ответа на вопрос: что он делал в Каннах зимой 2005-2006 годов, как первый раз стал главой администрации Пензы? Тогда Пензу завалило снегом под самые крыши, и городские службы буквально задохнулись. А в это самое время, как сейчас помнится, мэр Чернов в Каннах возмущался, что его поносят за брошенный в трудную минуту город даже придворные СМИ!

Тайна черного снега

Кстати, по поводу "засыпало" и "задохнулись". Есть в Пензе микрорайон Ахуны. Недавно его засыпало черными хлопьями непонятного происхождения, не имеющими запаха. После выброса этих хлопьев у многих начался насморк, появилась сыпь. Странный черный снегопад продолжался полчаса. По нынешним временам с никудышной экологией это мелочь.

Но для Пензы такая аномалия совсем не мелочь (о чем местное телевидение поведало широкой общественности), поскольку

в нескольких километрах от Ахун располагается объект по уничтожению химического оружия, где происходит сжигание реакционных масс — того, что остается после нейтрализации боевых отравляющих веществ.

Как бы поступил в такой ситуации мэр того же города Болоньи? Он перевернул бы все вверх дном, назначил расследование, остановил все подозрительные производства и обязательно обратился к населению с соответствующим заявлением во избежание домыслов и паники. Но Чернов этого не сделал. И никому из своих подчиненных не поручил сделать. Потому что он не мэр итальянского города, которого выбирает народ, а чиновник, выходец из ФСБ, назначенный на должность главы администрации Пензы депутатами городской думы, членами "Единой России", по указке вышестоящего руководства. А еще потому, что мы живем в России и наша власть иными помыслами движима, капээсэсовскими, секретными. Но давно уже не секрет, как драпали руководящие лица из Чернобыля и Припяти, когда там "случилась локальная нештатная ситуация" в 1986 году, и как в той же Пензенской области бежали начальники и замполиты со всем своим скарбом с Леонидовского арсенала химического оружия, когда там случился пожар в давние годы…

А история с черным снегом обрастает уже паническими домыслами, хотя дело и выеденного яйца не стоит:

предположительно, кто-то зачем-то жег макулатуру в высокой трубе неподалеку. Но власть молчит, оттого и народу страшно.

Ибо народ в Пензе, как и в другой российской глубинке, давно привык к тому, что не имеет права на правдивую и оперативную информацию. Ни про черный снег, ни про стоимость поездки мэра в Италию по пустякам.

Ты чьих будешь?

А вообще-то Романа Чернова по большому счету жалко. Он сам над собой не властен, защиты избирателей, за неимением таковых, у него нет, и в любой момент слетит мэр по воле хозяина губернии, поставившего его на правление городом. Ведь

никто всерьез не принял той политической бутафории 2005 года, когда Чернов стал главой администрации Пензы в первый раз и когда его "выбирали" депутаты Пензенской городской думы.

Да и повторное назначение Чернова в начале этого года не было неожиданным, ибо тех, кто действительно хотел потягаться с губернаторским ставленником, просто не допустили к процедуре выборов.

Да и ничего выдающегося Чернов на посту мэра не сделал. Его предшественник, Александр Пашков, хоть вошел в историю в роли крупного мошенника — суд наконец-то начался. А Роман Чернов просто большой чиновник, съездивший в июле в Болонью, неизвестно зачем.

Говорят, трудно ему. С бумагами много работает, требователен к себе и подчиненным, предан делу партии и правительства, морально устойчив… Неконфликтен по отношению к начальству, за что ему порой разрешают заграничные вояжи на казенные деньги, — чтобы чувствовал себя начальником в какой-то мере. Вот только не прибавляется денег в городской казне от делового забугорного туризма Чернова, а это значит, что не люб народу наместник губернаторский.

Кстати, деньги в казну не в Болонье, они под ногами валяются. В городе до сих пор чехарда с налогами на землю. За незаконную парковку автотранспорта на тротуарах и газонах можно в день набрать штрафов на ремонт не одного километра теплосетей. И совсем не трудно заставить очень многих пензенских господ, имеющих несколько квартир, не утаивать налоги от сдачи жилья внаем.

Но проще все свалить на кризис и махнуть куда-нибудь в теплые страны. За очередным опытом. Например, как засадить обратно сквер в парке Ульяновых, вырубленный несколько лет назад под строительство грандиозного торгового центра, но так и не построенного. Там пустырь уже кустарником порос. Это не Болонья все-таки…

Виктор Надеждин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter