Умение работать автогеном неутомимый борец с точечной застройкой, лидер "Яблока" Сергей Митрохин, демонстрировал неоднократно. На политсовете партии 26 сентября он выступил в новом амплуа идеологического гуру, представив на суд однопартийцев концептуальный документ, где прописаны задачи ответственной оппозиции в условиях консолидированного авторитаризма. Григорий Явлинский, в свою очередь внес поправку в повестку дня, продемонстрировав преимущества тандемократии, в действии.

За гранью

В своем сорокаминутном докладе Сергей Митрохин отметил два определяющих факта, которые, по его мнению, свидетельствуют, что нынешний президент не лучше предыдущего. "Медведев против выборов губернаторов, и, кроме того, он считает, что у нас все в порядке со свободой слова", — сказал лидер "Яблока". Продление президентского срока, на его взгляд, свидетельствует о том, что правящий клан намерен избираться вечно. Режим исключительно в угоду Западу, как полагает Митрохин, постоянно мимикрирует.

Один из видов мимикрии, по его мнению, — это создание псевдооппозиции,

такой как партия "Справедливая Россия". "Как можно Миронова считать оппозиционером, если он постоянно голосует за решения правящей "Единой России"?" — вопрошал Митрохин. После чего гордо объявил: "Мы никогда не будем псевдооппозицией".

В плане размежевания с другими оппозиционными силами Сергей Митрохин пошел дальше, провозгласив необходимость проведения четкой грани между "Яблоком" и "теми, кто хочет быстро изменить ситуацию, не гнушаясь ничем". "Эти силы руководствуются принципом "чем хуже, тем лучше", — заявил лидер "Яблока". Такой путь, провоцирующий насилие, по его мнению, опасен. К тому же, как сказал Митрохин, "Марши несогласных" всем надоели". По его оценке, произошла девальвация протестных лозунгов.

"Миссия ответственной оппозиции — реализовать альтернативу правящей власти, но не ценой жертв, а путем завоевания доверия граждан повседневными малыми делами", —

подчеркнул он.

Такими "малыми делами" Сергей Митрохин назвал борьбу с точечной застройкой, нарушениями экологии, разрушением памятников истории и культуры и т. д. В частности, политсоветом была поддержана кампания "Яблока" против строительства 400-метрового офиса "Газпрома" в Санкт-Петербурге. Выдвигая обозначенные программные цели, лидер "Яблока" привел партийцам пример из политической истории XX века. По его словам, тогда ныне правящую в Индии партию "Индийский национальный конгресс" также называли партией малых дел. "Возможно, над ней в то время тоже смеялись, как сейчас над "Яблоком", но, несмотря на это, партия через полвека пришла к власти", — констатировал Сергей Митрохин.

Власть совета

Однако члены политсовета критически отнеслись к интеллектуальным изысканиям своего лидера. Так, Сергей Иваненко не оценил его новаторство в терминологии. По мнению Иваненко, термин "авторитарный режим" употреблен неверно. (Из словаря: "Авторитарный режим — это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа".) "Этот режим скорее можно назвать клановым... А что такое "консолидированный режим", я вообще не знаю", — сказал Иваненко.

Представитель петербургского "Яблока" Михаил Амосов выразил свое несогласие с Митрохиным по более принципиальным соображениям. По словам Амосова, неразумно выдвигать требование по восстановлению прямых выборов губернаторов и членов Совета Федерации. Он признался, что

его больше устраивает подход Медведева по этому вопросу, изложенный в статье "Россия, вперед!",

согласно которому кандидатуру на пост губернатора выдвигает победившая на выборах в законодательные собрания партия, а затем эту кандидатуру утверждает президент. Косвенно позицию Амосова поддержала и член ЦИКа от партии "Яблоко" Елена Дубровина, сказавшая: "Чем такие выборы, лучше бы их вообще не было".

В своем выступлении Виктор Шейнис заявил, что он вообще не понял, на какую аудиторию нацелен представленный Митрохиным документ. По его мнению, в документе не выявлены тенденции развития, а в приведенных оценках не содержится ничего нового. Шейнис считает, что лучше поднимать дискуссионные вопросы, например: возможна ли экономическая модернизация без изменения политической системы? Этот вопрос, как считает Шейнис, раскалывает элиту, при этом сам раскол, по его словам, может означать переход от того, что мы имеем, к тому, что мы хотим иметь. "Зачем вообще такой документ нужен? Граждане его читать не будут, а политический класс и СМИ не найдут в нем ничего примечательного", — заявил Шейнис.

В тандеме

Григорий Явлинский последним из членов политсовета держал слово. Считая необходимым поддержать своего протеже, он пояснил, что смысл инициативы Сергея Митрохина заключается в том, чтобы показать московским избирателям, готовящимся к выборам в Мосгордуму 11 октября, что партия "Яблоко" не только занимается локальными проблемами, например протестом против строительства мусоросжигательных заводов, но и понимает, что происходит в стране, в мире. По словам Явлинского, система находится в хаосе, поскольку она постоянно посылает противоречивые сигналы. "С одной стороны, Медведев стремится к нормальным отношениям с США и приветствует отказ Обамы от размещения ПРО в Европе, а с другой стороны, любимец режима Рамзан Кадыров объявляет всех правозащитников американскими шпионами и предлагает запретить их деятельность", — сказал Явлинский.

Экс-лидер партии дал также и свое определение "ответственной оппозиции". Явлинский считает, что,

пока оппозиция не будет говорить, кто в случае отставки российского или московского правительства придет ему на смену, ее в качестве альтернативы режиму рассматривать нельзя.

"Смысл политической оппозиции в том, чтобы выращивать президентов", — подчеркнул Явлинский. Кроме того, он считает, что политиком в нашей стране можно назвать только такого человека, который сформулировал свое отношение к большевизму и сталинизму. "В Германии, например, разве можно разговаривать с политиком, который уклоняется от оценки нацизма?" — сказал Григорий Явлинский.

"Яблоко", по его мнению, способно выдвинуть глобальный проект развития России. Правда, Григорий Алексеевич до сих пор не обнародовал свою программу выхода из кризиса. По всей видимости, рецептами китайского руководства он не воспользуется. Об этой стране Явлинский отзывался без симпатии: "У Китая нет перспектив. Он сдал свою территорию и свой народ в аренду мировому капиталу". Зато политик в качестве позитива отметил выступление Дмитрия Медведева на сессии Генеральной ассамблеи ООН, в ходе которого российский президент говорил о нравственных ценностях и правах человека как основе межгосударственных отношений. "Это же наши слова", — добавил Явлинский и предложил своим партийцам на них как-то отреагировать.

Письмо султану

Таким образом, с легкой руки Григория Явлинского политсовет плавно переключился на обсуждение послания партии "Яблоко" президенту. Сергей Иваненко сказал, что вопрос формата — непростой. "Если это открытое письмо, то его должны подписывать конкретные люди. А если оно от партии, то это должно быть обращение", — объяснил Иваненко. Свою лепту внес и Алексей Арбатов. Не только речь Медведева, но и статья "Россия, вперед!" оппозиционера, по его словам, полностью устраивают. У статьи, по мнению Арбатова, есть недостаток: непонятно, кто адресат, кто это будет реализовывать.

"Мы должны сказать президенту, что все цели, объявленные им, "Яблоко" готово реализовать", —

предложил Арбатов.

Идея письма президенту всех увлекла, хотя при этом звучали и скептические голоса, дескать, это все медведевский пиар, выездной стиль и т. д. Общую мысль высказал Виктор Шейнис: "А почему, собственно, "Яблоко" должно реагировать только на негатив, а не обращать внимание на позитив?" Про свою нетерпимость к авторитарному режиму забыл даже Сергей Митрохин, вставивший и свою реплику в разговор: "Надо написать Медведеву, что мы готовы обсуждать с президентом темы независимости суда, свободы выборов, свободы СМИ. Более того, мы готовы его поддержать, если он будет делать шаги в этих направлениях".

Такой разворот в ходе заседания политсовета оказался очень неожиданным. Неужели "яблочным" политикам кажется сколько-нибудь вероятным, что Медведев способен разрушить свой тандем с Путиным, предать выдвинувший его правящий клан и добровольно уступить место взращенным оппозицией президентам? Самое главное, против кого партия "Яблоко" будет "дружить" с Медведевым? Ведь когда я попросила у Григория Явлинского телефон для Каспаров.Ru, чтобы напрямую можно было с ним связаться, он ответил: "Не дам". Нам же представляется, что Григорий Алексеевич о своем поступке скоро пожалеет, потому что никакой перспективы у дружбы демократов с Медведевым нет, и в момент разочарования, возможно, он сам вспомнит о телефонах союзников. Они у него есть.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter