В последнее время в СМИ активно обсуждается демарш ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России" с демонстративным отказом от участия в заседаниях Госдумы. Между тем он был вполне предсказуем: во всех трех партиях уже очень давно прослеживается серьезный политический и управленческий кризис.

Кризис этот связан с внутренними проблемами каждой из них, а также с тем, что "Единой России" удалось окончательно закрепить за собой право единоличного влияния на политический процесс в стране (в том числе и за счет предоставления президенту России кандидатов на посты губернаторов).

Это обстоятельство подтверждается еще и тем, что так называемая партия власти не оставила политическим партиям ни единой надежды на серьезное присутствие в региональных парламентах, применив административный ресурс во всем его многообразии. В таких условиях

процесс "разъедания" изнутри "оппозиционных" партий становится естественным и необратимым.

В ходе избирательной кампании перед выборами 11 октября практически ни одна партия не смогла выдвинуть какие-либо принципиально свежие идеи, хотя запрос на новизну существует, и партия, которая может предложить нестандартные ходы (прежде всего стратегического, а не тактического плана), вправе рассчитывать на увеличение своей электоральной поддержки. Особенно в условиях кризиса и реального ухудшения жизни в регионах России.

Коммунисты, хотя и понесли по сравнению с другими "оппозиционными" партиями небольшие потери, еще раз продемонстрировали, что неспособны подстраиваться под новые реалии. Кризис предоставил им больше всего шансов как наиболее "социально ориентированной" партии, располагающей к тому же разветвленной системой партячеек на местах (в том числе и в проблемных регионах). Однако коммунисты не использовали свои потенциальные возможности.

Судя по всему, "чистки", проведенные в последние годы Геннадием Зюгановым и его сторонниками в целях укрепления позиций лидера коммунистов, способствовали тому, что принцип объективного обора кадров перестал применяться при назначениях, в результате чего эффективные управленцы были "вымыты" из КПРФ. Если коммунисты продолжат делать ставку на поддержание внутрипартийного статус-кво, то

их электоральная поддержка будет медленно, но неуклонно снижаться.

Тем не менее, учитывая нынешнюю политическую конъюнктуру, можно говорить о том, что жаловаться КПРФ не на что. Партия получила представительство в парламентах, то есть политическую трибуну для критики властей и одновременно сняла с себя любую ответственность (из-за малочисленности представительства). Конечно, пострадал лоббистский бизнес коммунистов, однако появилось довольно много новых поводов для критики действующей власти. ЛДПР также продемонстрировала, что теряет позиции, хотя в начале подсчета голосов на выборах в Мосгордуму существовала вероятность, что партия преодолеет семипроцентный барьер.

В случае с ЛДПР речь идет скорее о "потере темпа" ее лидером Владимиром Жириновским. ЛДПР всегда была партией одного лидера. В то время как сопоставимые с Жириновским по яркости и эпатажности политики, например Алексей Митрофанов, последовательно вытеснялись на периферию и за пределы партии.

Также отметим, что в структуре ЛДПР нет потенциальных преемников Владимира Жириновского: характерный для него авторитарный стиль руководства никогда не предполагал даже минимальной внутрипартийной конкуренции. Определенную "усталость" испытывает аудитория и от традиционных лозунгов ЛДПР по поводу проблем миграции, "русского вопроса" и т. д., а новых идей соратники Жириновского за последние несколько лет не предложили.

Ресурс "долголетия" ЛДПР напрямую зависит от ее лидера, который, судя по последним событиям, начал сходить с дистанции.

К примеру, Жириновскому не удалось добиться гарантий попадания в МГД от своего куратора в администрации президента Владислава Суркова.

Что касается "Справедливой России", то уже сейчас встает вопрос о необходимости ее существования. И не в последнюю очередь из-за того, что внутри партии так и не удалось остановить процесс "перебежки" членов в "Единую Россию". Надо сказать, что момент истины для "Справедливой России" наступит в марте следующего года.

Если ей не удастся улучшить свои показатели, то, скорее всего, на выборы в федеральный парламент в 2011 году пойдет уже совсем другая административная партия.

Подчиняясь инстинкту самосохранения, "Справедливая Россия" начала укомплектовывать свой состав и стабилизировать внутрипартийную жизнь. Например, бюро президиума центрального совета "Справедливой России" рекомендовало воронежским партийцам утвердить лидером регионального отделения вице-спикера Госдумы Александра Бабакова, избранного в нижнюю палату парламента от Воронежской области. Однако такого рода решения могут не дать ожидаемого результата по той причине, что в региональных отделениях не удается прекратить скандалы и конфликты между партийцами.

Не отрицая использование "Единой Россией" административного ресурса, можно отметить, что осенняя избирательная кампания 2009 года в целом была вялой и партии не очень стремилась придать ей "ускорение". Вероятно, это объясняется неспособностью думских партий предложить внятную программу действий.

В таком случае попытка ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России" за счет громкого скандала "перебить" тему электорального поражения в принципе была предсказуемой, а думская трибуна стала наиболее удобной площадкой для предъявления претензий. Еще одна причина резкой реакции системной оппозиции (по крайней мере "Справедливой России" и ЛДПР) –

осознание ими того факта, что по итогам парламентских выборов 2011 года они могут оказаться за бортом Госдумы.

Поэтому, организовав демарш, "оппозиционные" партии, тем не менее, согласилась возобновить участие в заседаниях Госдумы. Формально это выглядело как ответная уступка на обещание скорой встречи с президентом Медведевым, хотя де-факто "оппозиционеры" начали смягчать свои позиции раньше. Итог конфликта был вполне очевиден, поскольку никто из депутатов не был готов к досрочному сложению своих полномочий.

Что касается самого Дмитрия Медведева, то он вряд ли усомнится в единовластии "Единой России" и поддержит фракции, участвующие в демарше. Такой шаг привел бы к обострению отношений между Медведевым и Путиным, который контролирует "Единую Россию" и влияет через Владислава Суркова на федеральном уровне и через Сергея Собинина на региональном на формирование партийного поля в стране.

И все же Дмитрий Медведев может признать "нечистоплотность" победы "Единой России" в некоторых регионах. Однако это будет связано с тем, что президент настроен не против партии власти, а против конкретных губернаторов, с подачи которых были сфальсифицированы итоги голосования. Если события будут развиваться таким образом, то не исключено, что очередной удар будет нанесен по мэру Москвы Юрию Лужкову.

Иван Немоляй

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter