Когда что-то стоит дорого, особенно приятно получить это в подарок. Пригласив бывшего канцлера Германии и главного немецкого лоббиста "Северного потока" (Nord Stream) Герхарда Шредера на Валдай отметить свой день рождения, премьер-министр России Владимир Путин нашел изящный способ продвинуть неприлично затянувшиеся международные переговоры о судьбе этого газопровода. Шредер приехал не с пустыми руками: днем ранее

разрешение на начало строительства выдало правительство Дании.

Ради высокой цели Путин даже согласился отпраздновать свой 57-й день рождения с опозданием на две недели, 21, а не 7 октября.

Другим высоким гостем торжества стал глава правительства Италии Сильвио Берлускони. Хотя в его аппарате всячески подчеркивали, что визит носит частный характер, без подарков, видимо, тоже не обойдется — с итальянским лидером Путин проведет переговоры по "Южному потоку".

Хотя в территориальных водах Дании пройдет совсем небольшой отрезок трубы "Северного потока" (около 90 километров), значение подарка отнюдь не символическое. Без согласия этой страны строительство газопровода, который уже обошелся России в сотни миллионов долларов, в принципе не могло даже начаться. Проблема заключается в том, что Дания — не единственная страна, играющая такую значимую роль в проекте. И если договоренность с Германией станет еще одним, чуть запоздавшим подарком с доставкой на дом, то перспективы переговоров с Финляндией и Швецией трудно назвать безоблачными.

Соглашение о прокладке газопровода протяженностью 1200 километров от Выборга до германского Грайфсвальда по дну Балтийского моря было подписано еще в сентябре 2005 года. Тогда проект оценили в 4 миллиарда долларов, но уже через год нарастили смету в полтора раза. Пропускная способность двух ниток трубы планировалась на уровне 55 миллиардов кубометров газа в год. Это примерно половина от объема российского газа, передаваемого в Европу ежегодно через Украину, и существенно больше, чем поставляется по территории Белоруссии.

Но проект не задался сразу. Он начал терять участников (в 2007 году из него вышла Эстония, и ее пришлось заменить Швецией), приобрел плохую политическую репутацию в Восточной Европе (польский сейм даже принимал специальное заявление, в котором говорилось, что Nord Stream "угрожает безопасности и независимости Польши"), а также вызвал волну протестов экологов. Главный аргумент последних заключается в том, что

строительство подводной части трубы пройдет на участках дна, где находятся массовые захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны, в том числе содержащие химическое оружие.

Резюмировал впечатления Александр Лукашенко, который назвал "Северный поток" "самым дурацким проектом России".

Однако в Москве и не скрывали политических мотиваций проекта. Газовая труба, не пролегающая по суше на территории стран-посредников, — давняя мечта кремлевских раздатчиков, а также связанных с ними коммерческих групп. К тому же проект с неясной перспективой, практически не требующий оперативного управления, смета которого ежегодно распухает на миллиарды долларов из бюджета, — слишком очевидно выгоден всем его непосредственным участникам. В настоящее время объявленная смета "Северного потока" составляет уже 7,4 миллиарда евро, а плановый запуск первой магистрали перенесен с 2010-го на 2011 год.

В феврале текущего года шведская пресса сообщала о начале прокурорского расследования в рамках реализации проекта Nord Stream в связи с подозрениями в коррупции. Однако до настоящего времени никакого развития сюжет не получил. И вряд ли получит ввиду того, что следующие совместные шаги на пути его реализации обсуждаются, перемежаясь тостами за здравие именинника.

Никита Варенов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter