Экстремизм. Фото: Каспаров.Ru
  • 20-04-2010 (18:37)

Разжигатели везде

Эксперт: Любой протест против власти можно назвать "разжиганием социальной розни"

update: 20-04-2010 (18:37)

Отсутствие в законе четко прописанного определения понятий "социальная рознь" и "разжигание социальной розни" дает правоохранительным органам возможность обвинить любого человека по 282-ой статье Уголовного кодекса ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Об этом 20 апреля на пресс-конференции в Москве заявил эксперт Комитета за гражданские права Рэм Латыпов.

Эксперт отметил, что

сейчас любой протест против власти можно приравнять к "разжиганию социальной розни",

например, обвинить недовольных тарифами на услуги ЖКХ в разжигании ненависти к социальной группе "работники коммунальных служб", недовольных качеством работы общественного транспорта — в разжигании ненависти к группе "водители автобусов" и так далее.

Смотрите также
Справки
НОВОСТИ

Латыпов также отметил, что защита бывшего пресс-секретаря президента Татарстана блогера Ирека Муртазина, приговоренного к 1 году и 9 меяцам колонии-поселения по трем статьям УК за книгу с критикой президента республики Минтимира Шаймиева, собирается обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие основному закону понятие "социальная группа" и добиваться исключения из 282 статьи этого определения.

Эксперт напомнил, что в 2003 году, когда эта норма вводилась в закон,

предполагалось, что она будет защищать таких лиц, как бомжи, представители сексуальных меньшинств и другие малые группы, при этом общественность не могла представить, что власть объявит социальной группой саму себя.

В свою очередь адвокат Муртазина Юрий Зак рассказал, что в деле блогера экспертиза сделала заключение, что критика власти в данном случае является на критикой, а критиканством.

"Эксперты заключили, что критика является таковой, когда она триедина, то есть содержит не только негатив, но и отмечает позитивные моменты, а также предлагает пути решения проблемы. Я впервые столкнулся с таким странным определением критики", - сказал Зак.

Адвокат также подчеркнул, что Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на то, что представители власти могут подвергаться самой жесткой критике. В пример он привел

заключение ЕСПЧ по одному из дел, где сказано, что "пределы допустимой критики политиков, чем в отношении частного лица" и они должны "проявлять и большую степень терпимости к пристальному вниманию журналистов и всего общества".

На пресс-конференции также присутствовала две политических активистки из Бурятии — журналист и преподаватель права Надежда Низовкина и адвокат Татьяна Стацура, которые рассказали об уголовном деле по 282-ой статье, по которому они проходят в качестве обвиняемых.

По словам Низовкиной, их обвиняют в разжигании ненависти к пяти социальным группам: Вооруженных сил, милиции, ФСБ, следственным органам и ФСИН. Низовкина рассказала, что обвинение построено на текстах двух статьей и одной листовки, причем одна из статей написана в защиту волгоградской журналистки Елены Маглеванной, вынужденной эмигрировать из страны после обвинения в оскорблении чести и достоинства сотрудников ФСИН.

Низовкина отметила, что краеугольным камнем обвинения по 282-ой статье является экспертное заключение, которое может содержать субъективное оценочное или политическое мнение эксперта или заказчика.

По ее словам, в экспертизе по делу в отношении ее Стацуры большую часть заключения занимает не анализ статей и листовки, а их психологические портреты составленные на основе анонимных показаний бурятских оппозиционеров, студентов и представителей религиозных объединений.

В свою очередь Татьяна Стацура добавила, что 282-я статья очень удобна для властей, так как позволяет только на основании экспертного заключения приговорить человека к реальному сроку лишения свободы.

"Таким образом решение подобных дел перетекает из суда в кабинет эксперта", - отметила адвокат.

Низовкина также сообщила, что они со Стацурой собираются получить по своему делу заключение независимого специалиста, а также составить такое заключение сами, поскольку обладают необходимыми знаниями и опытом. По ее мнению, это может быть прецедентный случай.

В заключении пресс-конференции Рэм Латыпов добавил, что Комитет за гражданские права планирует обратиться в Верховный суд с тем, чтобы он вынес постановление о практике применения статьи 282.

Отметим, что 25 января Институт свободы совести в рамках развития гражданских свобод в России предложил отменить "экстремистскую" 282 статью уголовного кодекса и список запрещенной литературы, а также распустить Центр "Э". Эксперты Института считают, что 282 статья УК РФ фактически является аналогом печально известной статьей 58.10 УК РСФСР об антисоветской пропаганде и ведет к появлению в России политических заключенных. Они полагают, что правозащитное сообщество должно четко сформулировать негативное отношение к понятию "экстремизм", направленному в современных условиях на подавление.

Анастасия Аксенова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 28-03-2024 (10:23)

Журналистка SotaVision Антонина Фаворская проходит по делу "об участии в ФБК"