"Исход", 2009

Давненько не приходилось читать произведение, содержащее столь ядреный (что твой Молотов-коктейль) заряд мизантропии, экзистенциальное отчаяние, грязный реализм, описания асоциального образа жизни, незатейливый доморощенный нигилизм и главное — ненависть, ненависть и еще раз ненависть. Плюс откровенное и последовательное самоуничижение протагониста, который называет себя придурком, убогим и еще многими словами. Чернуха как она есть.

У этой книжки — именно книжки, назвать книгой эту брошюрку размером с записную книжку язык не поворачивается — не указан автор. Точнее, сообщается, что автор слов DJ Stalimgrad, а иллюстраций — некий boldofman. В Сети есть мнение, что "Исход" написан известным в антифа-тусовке Питом Силаевым. О выходных данных речи тоже закономерным образом не идет. Текст снабжен подзаголовком: "Подростковая проза" — и

представляет собой собрание коротких рассказов о драках между молодежными группировками, концертах, переходящих в драки, выездах на футбольные матчи, столкновениях с милицией и тому подобном маргинальном времяпрепровождении.

Этот нехитрый набор "блюд" обильно полит соусом из алкоголя, крови и похмельной блевотины.

Политика, а тем более идеология в "Исходе" напрочь отсутствуют. Нет сомнения, книжка не сослужит антифа-движению никакой службы, кроме самой дурной. Но дело в том, что

подобный текст мог выйти из-под пера представителя какой угодно радикальной субкультуры,

хоть фашистской, хоть антифашистской, хоть деполитизиронного панка, хоть из среды футбольных фанатов (которые тоже могут быть вполне аполитичными, как у Джона Кинга например). В общем, подобная книга стала бы истинной контрпропагандой, компрометирующим материалом, пятном на репутации для любой "движухи", какие бы политические знамена над ней не развевались. Впрочем, оставим самим антифа разбираться с тем, как же из их среды могло выйти такое: вместо стрейт-эйджа — беспрерывное "бухалово", вместо "позитива" — абсолютная безнадежность, вместо светлых идеалов анархии и социализма — тотальный нигилизм, мизантропия и злоба на весь белый свет. Может, Силаев пишет о каких-то неправильных антифа, а вместо них в реальности имеют место быть другие, правильные, энергичные трезвенники и спортсмены, поголовные вегетарианцы?

О чисто художественных достоинствах "Исхода" говорить трудно. Ну трэш, и трэш, чернуха и чернуха. Философия?.. "Я ненавижу себя и хочу умереть" (Курт Кобейн), вот и вся философия. Тотальный пессимизм социально отчужденного юноши, который вместе со своими "товарищами" несется прямым ходом к полной деградации и распаду личности со скоростью красноармейского бронепоезда. По сути, ничего нового, вспоминаются книги из "оранжевой" серии "Альтернатива": наркоманы Ирвина Уэлша, скинхеды-троцкисты-анархисты-лесбиянки-сатанистки Стюарта Хоума, хардкор-оргии Рю Мураками, футбольное хулиганье уже упоминавшегося Джона Кинга — имя им легион.

Если и есть у книги достоинство, так это искренность и честность.

И пафос — я пропустил момент, с которого по неизвестной мне причине слово "пафос" стало употребляться почти исключительно в негативном ключе, — не портит "Исход". Если бы у книг были саундтреки, то идеально подошел бы ранний Егор Летов. Вот на страницах книги кто-то колется героином, кто-то блюет в унитаз, кто-то поливает своей и чужой кровью асфальт, кого-то менты волокут в "обезьянник", еще кто-то рубит на дрова паркет в похожем на ад сквоте в Чехии, на концерте публика избивает музыкантов, а над всем этим разносится хриплое, предельно-напряженное летовское "Мне насрать на мое лицо!". Если и существует самобытный, специфический, чисто русский антифашизм, то он может быть только таким — грязным, бессмысленным, беспощадным (к самим "участникам движения" прежде всего), замешанным на тотальном " отрицалове" и чувстве собственной ущербности.

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Исход"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter