Предвыборная демократическая коалиция создана, несмотря на то, что в начале года это казалось невозможным. На протяжении последних лет демократическая оппозиция скатывалась в сторону диссидентства и о планах участия в парламентских выборах, создания партии и выдвижения единого кандидата в президенты велись лишь теоретические дискуссии в ЖЖ-сообществах. На практике же, кроме традиционных пикетов и малочисленных митингов, не было ничего. Оппозиция занималась выяснением отношений между собой и поисками новых форм протеста.

Попытка объединения демократических организаций в рамках проекта "Солидарность" закончилась неудачей. "Солидарность" не смогла стать коалицией и объединить все оппозиционные организации либерально-демократического фланга, а так же не смогла стать и единой организацией. Внутренние разборки и споры не прекращаются и по сей день. Не решенные противоречия в руководящих органах "Солидарности" не позволяют ей эффективно работать. К сожалению, основная деятельность этой организации большей частью сводится к решению внутренних организационных вопросов, которые практически полностью вытеснили политическую повестку дня.

Очевидно, что появление коалиции "За Россию без произвола и коррупции" стало новостью номер один, и сейчас это самая обсуждаемая тема. Одни поддерживают предвыборное объединение и высказывают готовность присоединиться, другие относятся к подписанному коалиционному соглашению скептически и отказываются от сотрудничества, выражая свое недовольство. К счастью, скептиков — противников коалиции совсем немного.

Главной причиной недовольства является уверенность в том, что любые попытки зарегистрировать партию закончатся неудачей.

Скептики уверены, что лучшая тактика в 2011 году — бойкот выборов. Они считают выборы нелегитимными, а коалицию называют "пиар-проектом". Сторонники бойкота убеждены, что ее деятельность будет пустой тратой времени и ресурсов. Взамен же они предлагают наращивать численность актива (интересно, почему они это не делали раньше?!) и готовиться к массовому протесту и очередному "демонтажу режима", после которого в России непременно появятся честные выборы.

Сторонники бойкота выборов уверены: привлечь в новую партию 45 000 членов невозможно, они утверждают, что без подкупа такое количество граждан в партию не вступит. Подобный пораженческий настрой скептиков можно объяснить только отсутствием желания заниматься сложной организационной работой и отсутствием веры в собственные силы.

Хочу им напомнить, что

во время последних выборов в Мосгордуму все оппозиционные кандидаты сумели собрать достаточное количество подписей, необходимых для регистрации.

Причем смогли это сделать летом, в самый неподходящий для таких дел момент. Независимых оппозиционных кандидатов было 10 (кандидаты от "Солидарности", РНДС и несколько других), следовательно, всего было собрано около 50 000 подписей! Каждый кандидат менее чем за месяц собрал примерно 5000 подписей жителей Москвы, при этом все москвичи, поставившие свою подпись, сообщили свои паспортные данные, как того требует закон. Если граждане оказались готовы поддержать неизвестных им ранее оппозиционных кандидатов на выборах, то почему же они будут не готовы вступить в партию, которая уже сейчас имеет поддержку на уровне 20 процентов?

Напомню, 17—21 сентября "Левада-центр" провел опрос россиян по репрезентативной выборке. Один из вопросов звучал так: "Как вы относитесь к созданию коалиции "За Россию без произвола и коррупции"?" Двадцать процентов опрошенных ответили, что "положительно", и только 17 процентов — "отрицательно".

То, что люди не готовы вступать в политические партии, — ложь. Уверенность скептиков в том, что вступление 45 000 человек в новую партию нереально, основана на их негативном опыте. Люди действительно не готовы вступать в разнообразные сомнительные политические проекты, занимающиеся непонятно чем. Абстрактная идея "демонтажа режима", очевидно, не самый лучший способ создания массовых организаций.

Да, собрать требуемое для регистрации партии количество заявлений непросто, но эта задача вполне реальна для тех, кто хочет и умеет работать.

Если ситуация в стране не изменится, то шансов на регистрацию партии действительно будет мало. С этим трудно спорить. Но отказ властей зарегистрировать политическую силу, обладающую поддержкой значительной части населения страны, — это сильнейший удар по власти. Недопуск до выборов партии "За Россию без произвола и коррупции", несомненно, станет серьезным информационным поводом, который откроет людям глаза на многие вещи.

Единственная возможность доказать, что выборов в стране нет, — попытка в них участвовать.

Властям крайне выгоден скепсис оппозиции, в Кремле только и ждут, когда, наконец, начнется очередное всеобщее объединение несогласных ради объединения, и они объявят о бойкоте выборного цикла 2011—2012 годов и новой пятилетке "демонтажа режима".

Уровень поддержки "Единой России" постоянно снижается. А другие марионеточные партии ничего нового предложить избирателю не могут. Это приводит к тому, что запрос на новую политическую партию, оппозиционно настроенную к власти, растет. И будет странно, если либерально-демократическая оппозиция никак не отреагирует на это.

Выборы — это единственный формат политической деятельности, понятный людям.

Невозможно объяснить, что демократическая оппозиция, основное требование которой — возврат выборов, отказывается от попыток в выборах участвовать, и таким образом добивается соблюдения избирательного законодательства. Никто не понимает, что такое "демонтаж режима", зачем он нужен и каким образом он будет осуществлен, если политики, выступающие за "демонтаж", намерены бойкотировать выборы. Избиратели никогда не поддержат оппозицию, которая сдается еще до начала борьбы. Политическая сила, пребывающая в латентном состоянии во время выборов, вызывает только жалось и презрение.

Сторонники бойкота уверены: только массовый протест способен изменить ситуацию в стране. Безусловно, массовые акции — мощнейший инструмент давления на власть, отставка губернатора Георгия Бооса после десятитысячного митинга в Калининграде — тому подтверждение.

Но вопрос в другом: почему сторонники бойкота противопоставляют одно другому?

Создание новой партии не исключает организацию массовых митингов.

Напротив, новый политический проект — хороший стимул для мобилизации оппозиции. К примеру, на первый митинг коалиции 9 октября собралось около 1500 человек, а 25 сентября "Демократический выбор" провел в центре столицы митинг, на котором было не менее 2500 человек. Мне не известны акции, на которые противники коалиции собирали бы больше народа. Последние годы "бойкотчики" вместо организации многотысячных акций протеста проводили карликовые митинги и пикеты, численность которых в среднем не превышала 300 человек.

Все ждут от демократической оппозиции действий и реальной работы, и сейчас у нас наконец-то появилась возможность вырваться из затянувшегося застоя. Предстоящие выборы 2011—2012 годов могут стать отправной точкой политических изменений в нашей стране.

Игорь Драндин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter