Вагрич Бахчанян "Сочинения", Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2010

Суд истории безжалостен, а черная дыра забвения прожорлива и ненасытна. Мессии брежневских прокуренных кухонь массово списываются в утиль. От всего позднесоветского авангарда останутся считанные имена. Вагрич Бахчанян — одно из них.

"Сочинения" — это, с одной стороны, первое посмертное издание Бахчаняна, с другой — последняя его книга, которую автор сам полностью готовил к выходу. Томик издан Германом Титовым, вологодским бизнесменом, а также коллекционером и поклонником московского концептуализма.

Всего в книге 155 сочинений, заглавия которым заменяют номера. Эти

тексты представляют собой произвольное сцепление слов, фраз или обрывков фраз по смыслу и (или) фонетической близости, что дает на выходе либо абсурд, либо новый неожиданный смысл, либо, нередко, и то и другое сразу.

В ход идет все: пословицы и поговорки, цитаты, фразеологизмы, затертые газетные штампы и прочее подобное. Апогея это смешение всего со всем достигает в "Сочинении № 35", которое являет собой 20-страничное нагромождение стилистики позднесоветской прессы. О, это хамски-панибратская, фальшиво-сочувственная интонация журналов "Крокодил", "Работница" и еще сотен печатных органов (имя им — легион) времен застоя и перестройки, без устали боровшихся с "отдельными недостатками". Читая этот текст, просто невозможно не преисполниться отвращением к Совку.

"Поразительная глухота. Тем не менее вопрос с приусадебным овощеводством сохраняет свою остроту. Легко дается запрет, трудно овладеть разрешением. Между тем есть организации, призванные содействовать распространению всего нового и передового!.." И так, повторю, 20 страниц. По прочтении остается только сплюнуть злой антисоветской слюной. Кумулятивный эффект от накручивания подобных фраз и периодов друг на друга получается двоякий:

с одной стороны, место мелкого и пошлого советского смысла занимает его величество абсурд, с другой — прущая здесь из каждой строчки советчина порождает усталое отвращение по отношению к себе.

Концентрат Совдепа, перебродивший до состояния ядовито-пенящейся браги.

Книга проиллюстрирована художественными работами автора, не менее концептуальными, чем тексты.

Несмотря на предельную "цитатность" его произведений, Бахчанян не любил постмодернизма и был категорически против того, чтобы его зачисляли в это направление. "Постмодернизм — это когда все у меня воруют", — говорил он. И хотя "Сочинения" и вышли в серии "Библиотека московского концептуализма", к этому течению харьковский армянин, а позднее житель Нью-Йорка тоже не принадлежал. По адресу одного из концептуалистских мэтров Бахчанян высказался и вовсе предельно нелицеприятно: "Приговор: Пригов — вор". Дмитрий Пригов не обиделся, а использовал эту фразу в своей книге, одновременно как бы подтвердив это обвинение и самоиронически передразнив его.

Как бы ни складывались отношения между двумя покойными патриархами советского авангарда, сейчас уже можно с уверенностью сказать, что Бахчаняну забвение не грозит, а вот посмертная судьба Пригова в этом смысле гораздо более неопределенна.

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Сочинения"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter