Серия подземных толчков и цунами огромной силы на минувшей неделе обрушились на Японию. Погибли тысячи людей, разрушены целые города. Землетрясение спровоцировало катастрофу на атомной электростанции "Фукусима", уже сравнимую по масштабам последствий с Чернобылем. От большой беды густонаселенные районы Японии, Кореи, Китая и российское Приморье с Сахалином пока спасает сущая малость — направление ветра. Радиоактивные облака уносит в океан, и даже Токио вернулся к более-менее нормальному (хоть и с экономией электроэнергии) ритму жизни. Но никто не может дать гарантию, что уже в ближайшие дни румб не переменится, ведь зима заканчивается, а вместе с ней и знакомый еще по школьным учебникам зимний муссон. Тема трагедии японского народа, крупнейшей со времен Хиросимы, стала самой главной в интернет-дискуссиях.

"Этот страшный подземный удар пришел медленно, тягуче и поначалу не вызвал особой тревоги: землетрясения в Японии случаются каждый день, мы к ним давно привыкли, — пишет корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио Василий Головнин. — Но уже через мгновения стало ясно, что происходит что-то небывалое. Пол нашей конторы заходил ходуном, стены затрещали, мне почти на голову с полки рухнул тяжеленный том.

Вначале — в дверной проем, поскольку это самое безопасное место при землетрясениях. Потом — все на улицу, на открытое место, куда не будут падать сучья с деревьев и рекламные щиты. Туда же вытащили наших женщин — некоторых поначалу не вполне одетых.

Земля дергалась, кренилась и сильно хотела нас повалить. Пришлось расставить ноги, как на корабле во время шторма. Тут же стал звонить, чтобы отдиктовать сообщение в Москву — черта с два! Мобильный телефон не соединял: ясно было, что серверы на станциях связи рухнули из-за потока звонков. Деваться некуда — надо возвращаться к компьютеру. Пол в офисе завален штукатуркой, выбитыми с полок книгами. В письменном столе выдвинуты все ящики, из которых ударом выкинуло бумаги.

В городе выли сирены скорой помощи, к которым чуть реже примешивались гудки пожарных команд. Мы вскоре узнали, что и в Токио, который был в сотнях километров от эпицентра страшного толчка магнитудой 8,8, есть разрушения, более десятка пожаров — к счастью, небольших. В самом центре города рухнуло известное всем японцам здание приемов и общественных собраний "Кудан кайкан", где часто проводятся государственные мероприятия. Под завалами — люди. Погнулась главная антенна на шпиле Токийской телебашни, что само по себе говорит о силе удара.

Но самое страшное — это экран телевизора, где в прямом эфире с вертолетов показывали тот кошмар, который творился на северо-восточном побережье главного японского острова Хонсю.

На глазах у миллионов зрителей густой тяжелый поток воды шоколадного цвета нес на сушу морские суда и автомобили.

Цунами высотой десять метров заглатывало целые кварталы в городе Сендай и шло дальше, утаскивая за собой сорванные крыши домов, обломки стен. Цунами — это вода, но повсеместно на его пути немедленно вспыхивали пожары. В некоторых местах мощная волна проутюжила прибрежные районы на многие километры вглубь суши.

Цунами в один из моментов буквально смело эстакаду скоростной автомобильной дороги, которая рухнула вместе со мчавшимися по ней легковыми машинами. Сколько там погибло людей? Кто-то сумел спастись?.. Токио продолжает трясти — после первого чудовищного землетрясения зафиксированы уже десятки новых толчков".

Проживающая в Японии melon_panda рассказывает об эвакуации: "Мы проехали 950 километров на юг, и теперь я далеко от адской "Фукусимы". Хайвей совершенно пуст, ну то есть не более наполнен, чем в обычный будний день. Я увидела одну машину из Сендая и две из Ниигаты — судя по всему, семьи мигрировали от греха подальше. Навстречу с юга на север двигались полицейские колонны: машины с мигалками и бронированные автобусы, много.

В Фукуоке зацвела сакура и завались питьевой воды в больших бутылках, которой нет у нас. И еще холодно из-за северо-западного ветра, а в Хиросиме так вообще шел снег! Ядерный такой снежок.

Мой неуклюжий мрачный юмор обусловлен вот чем. Сегодня с утра мы каждый час включали новости по телеку и радио в машине. Новостей не было. Вчера, по крайней мере, постоянно собирали пресс-конференции и заседания, подробно жевали каждый шаг деятельности по обезвреживанию реакторов. Сегодня единственное, что удалось услышать — журналисты NHK с вертолета сняли белый дым над четверым реактором. Журналисты, то есть даже не официальные лица, первыми сообщили об этом. И весь день поступает следующая информация:

— Дааа, видим белый дым. Такой белый дым. Он дымится и белого цвета.
— Дааа, что же это за непонятный дым? Надо бы разобраться.

Иностранцы активно уезжают из страны, и настроение не особо праздничное.

Просто если раньше каждый шаг был ясен и каждый час появлялось что-то новое и новая информация об этом, то сейчас такое впечатление, что там просто тихонько само горит, плавится и булькает. И никто не скажет, что делать".

"Вчера был у посольства Японии, что в Грохольском переулке. Не пройти мимо не мог. НЕ МОГ! — пишет блогер dmitryl68. — Беда всегда сплачивает людей. Пусть у нас на уровне политиков существует еще "зима" в отношениях. А простые японцы благодарны нам за сочувствие и предложение помощи.

То, что я видел у посольства, — я видел такое еще дважды. Первый раз — у посольства США после атаки в сентябре 2001 года. Второй раз — в прошлом году, когда погибли президент Польши и свита.

Обратили внимание на чебурашку (на фото — прим. С.П.)? Они здесь неспроста. Это была акция микроблогеров Twitter, а Чебурашку безумно любят в Стране восходящего солнца. А потом, разглядывая подборку фотографий о разрушительном землетрясении и цунами, вдруг увидел до боли знакомое место. Тут же быстро пролистал фотографии, посвященные ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, и наткнулся на одну знаменитую фотографию, снятую американским военнослужащим в 45-м.

На обеих фото — тории, храмовые ворота, дверь в потусторонний мир синтоистских божеств, стоят над руинами, словно не тронутые взрывом. И снова эти же тории, сделанные, может, 100, а может, 200 лет назад, но сделанные на совесть, как символ их веры — оказались незыблемы. Они являются символом и вселяют надежду на то, что есть нечто, что нельзя так просто разрушить. Это нечто в глубине души людей, и над этим не властны ни стихия, ни оружие".

"Когда я ездил в Японию, понял, что там живет добрый и хороший народ, — пишет блогер Олег Грибанов. —

Чтобы там ни показывали по телеку на счет войны из-за Курил, мне не важно, так как я видел, что очень многие японцы любят русских.

Там даже "Чебурашку" в кинотеатрах показывают! В общем, я хотел бы приютить у себя японцев. Возможно ли это? Как им сделать визы? Где их искать вообще? У меня есть домик на берегу Черного моря в Краснодарском крае, я мог бы отправить их пожить туда".

Журналист Владислав Шурыгин, известный по военной аналитике в газете "Завтра", отмечает в своем интернет-дневнике: "Судя по последним данным, большая часть людей погибла не от землетрясения, а от ударов цунами. А подготовиться к ним почти невозможно. Только вовремя убежать… Безотносительно же того, взорвалась "Фукусима-1" или просто слегка закоптила небо, я хочу выразить свое глубокое восхищение Японией и японцами.

Через сутки после землетрясения силой в 8,9 магнитуд совершенно

очевидно, что все последние десятилетия Япония готовилась к удару стихии. Что деньги, выделенные на укрепление зданий, не были расхищены, что проекты небоскребов действительно принимались со строгим учетом.

Что учения и тренировки позволили избежать паники, а национальная культура позволила остаться людьми там, где другие становятся зверями (что-то не слышно про таксистов, задирающих цены "в связи с обстоятельствами"). Япония и японцы достойны восхищения за то, что смогли подготовиться к тому, к чему, кажется, подготовиться невозможно. Свой собственный апокалипсис они смогли превратить в масштабную катастрофу. Я думаю, что японцы переживут 2012 год. Они этого достойны!"

"Целая нация (великая, с великой историей) ждет — станет ли она обреченной. Ужасно, конечно, — пишет политолог-единоросс Павел Данилин. — А мир смотрит с интересом. Рванет? Если рванет, как сильно? Если рванет сильно, достанет ли нас?

Хотел было сравнить с тем, как было тогда, когда мы бултыхались в кровавом бульоне в конце 80-х — 90-х годах. Но у нас все происходящее (я не имею в виду Спитак и Чернобыль, а говорю о том, как нация становилась обреченной) ...было рукотворно. А тут. Рванет — не рванет. Страшно ждать приговора".

Однако на фоне даже попыток как-то сорганизоваться для сбора помощи, призывов переводить деньги в Красный Крест раздавались и иные голоса. Так, заместитель главного редактора "Известий" Елена Ямпольская умудрилась написать уже в субботнем номере: "Слезы сочувствия к пострадавшим не способны застить нам глаза и сознание настолько, чтобы мы перестали замечать очевидные вещи: Бог хранит Россию от внешних "наездов". Защищает от притязаний, которые выплескиваются через край — из области разумного в сферу чистого нахальства. Унижать Россию не рекомендуется. Доказательства этого настолько впечатляющи, что оторопь берет".

Еще более "радикально" высказался священник Санкт-Петербургской епархии Александр Шумский, за что получил гневную отповедь блогеров.

"Я не давал тебе права говорить от моего имени, поп, — пишет политтехнолог Александр Кожемякин, работавший на "Справедливую Россию". — А сказал ты следующее: "Практически все русские люди, в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии — есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских островов российским президентом в Японии топтали его портреты, сжигали и рвали российский флаг. Флаг любой страны — есть ее главный символ. Разрывание и сжигание флага означает символическое уничтожение страны. За символическими действиями, как правило, следуют практические, Япония к ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь бумерангом то, что причитается за ошибочные символические действия и намерения".

Поэтому слушай сюда: для меня человеческая трагедия — это человеческая трагедия. И я, в отличие от тебя, сочувствую пострадавшим. Второе. Ты унизил Бога, сузив его до размеров мелкого мстительного существа. Ты приписал Богу преступление — гибель людей.

Ты утверждаешь, что тебе известны божьи помыслы. Какой же ты после этого СВЯщенник, если даже Господь для тебя не СВЯТ?!"

Насколько серьезны дальнейшие последствия катастрофы в Фукусиме? Политик Виктор Алкснис в своем интернет-дневнике сопоставляет ее с Чернобыльской: "То, что происходит сейчас в Японии, — это величайшая трагедия. Но, к сожалению, похоже, самые серьезные трагические последствия природного катаклизма еще не наступили. Об этом свидетельствуют сообщения СМИ и заявления высоких официальных лиц как в Японии, так и в других странах.

Если, не дай Бог, произойдет самое страшное, а именно взрыв, который подымет в воздух тысячи тонн радиоактивных материалов и которые ветром понесет неизвестно куда, то это будет глобальная катастрофа на всем земном шаре, последствия которой коснутся каждого жителя планеты Земля.

Сейчас самое главное — охладить активные зоны реакторов, чтобы не допустить их расплавления, а также погасить очаги пожаров на станции, чтобы с дымом и паром радиоактивная пыль и осадки не разносились по воздуху. Но когда сегодня я прочитал сообщения СМИ о том, что попытки залить с вертолетов водой загоревшиеся энергоблоки на АЭС "Фукусима-1" из-за высокого уровня радиации в районе станции оказались безуспешными, это вызвало у меня недоумение и даже гнев. Речь идет о судьбе десятков, а может быть, и сотен миллионов людей, и не только в Японии, а в это время военные вертолеты посадили на аэродромы из-за высокого уровня радиации, хотя до катастрофы вселенского масштаба, может быть, остались считанные дни, а то и часы.

Уважаемые господа, а что вы хотели? Пришла беда — отворяй ворота! В 1986 году во время чернобыльской катастрофы советские военные вертолетчики, рискуя жизнью и здоровьем, сумели в буквальном смысле засыпать открытую активную зону взорвавшегося реактора песком, глиной и свинцовыми чушками и тем самым позволили ликвидаторам аварии приступить к своей работе. Причем обращаю ваше внимание, что наши вертолетчики летали над ОТКРЫТОЙ активной зоной взорвавшегося реактора, а на АЭС "Фукусима-1", судя по поступающей информации, корпуса реакторов все-таки в основном целы, и только один корпус имеет незначительные повреждения".

Впрочем, есть версии, что уровень радиации в Фукусиме (какая трагическая рифма с Хиросимой!) сейчас уже выше, чем в Чернобыле,

а информация все-таки скрывается властями во избежание паники.

"У меня есть друг Саша, атомщик по образованию, — пишет antuan117. — Вот "интервью", данное им по состоянию вопроса на вчера:

— В Японии реакторы взрываются один за другим. Их что, заглушить нельзя?
— Эх… Нельзя. Я так понимаю, там реакторы под давлением, регулирование с помощью борной кислоты. Они потеряли теплоноситель.
— Так они этой кислоты, что ли, лишились? Мощность реактора не уменьшается, что ли, никак?
— Я так понял, уже все сплавилось. Только стержней не хватит, нужно еще и кислоты, а она должна быть растворена в теплоносителе. А его нету. Это у зарубежных так. У нас не так. У нас можно и стержнями отдельно, и кислотой отдельно заглушить.
— Т. е. прогноз такой, что в итоге все энергоблоки рванут, как чернобыльские?
— Нет, не рванут. Максимум проплавится корпус, и расплав уйдет в ловушку под реактором. Большой выброс радиации, но не рванет.
— Вот, по последним данным, корпус екнулся, и выброс пошел...
— Это защитная оболочка, корпус еще не проплавился снизу, вот когда проплавится, то будет пц. Массивный выброс радиации, тогда топливо вступает в контакт с атмосферой, сейчас же радиация от сброса пара и, я так понял, из хранилища отходов.
— А охлаждать нечем. Получается так? Или есть шанс, что они на ходу какую-то систему охлаждения приделают?
— Не приделают, ибо давление в первом контуре 160 атмосфер.. Они там хотели морскую воду туда загонять для охлаждения, но все равно не снять столько тепла при пониженных давлениях.
— А дальше-то ее куда, морскую?
— В море… Это лучше, чем ядерный взрыв.
— Ага... значит, в море появится много интересных живых существ.
— Такие выбросы радиации для Японии могут оказаться очень тяжелыми. Последствия даже не представишь. Я надеюсь, ядерного взрыва не будет... А иначе хуже Чернобыля. Для всего мира. Выбросы с помощью ветра перенесутся в северное полушарие США и Канады. Тоже ничего хорошего. Ядерные дожди... А дальше, может, и наш Дальний Восток зацепит.

Все зависит от того, смогут ли они организовать охлаждение уже так сильно поврежденных реакторов. В мировой практике такого не было еще.


— Да, там еще пошла инфа о каком-то белом тумане...
— Блин… Неужели там все плавится???? Если пар идет, то теряют давление.
— Говорится, что они не могут объяснить этого тумана.
— Врут, значит все плохо, явно радиоактивный пар первого контура".

А ветер над Японией, к счастью, западный. Пока.

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter