Сколько человек пришло на акцию оппозиции 5 декабря на Чистых прудах, подсчитать трудно. Я был зажат в толпе у сцены, примерно метрах в 20 от ее края. Думаю, собралось не менее пяти тысяч, а, может, и больше. Толпы тянулись вдоль заборов на бульваре. Такое количество участников удивило в первую очередь полицию. Она оказалась явно не в большинстве. Это было видно.

Митинг отличался гармоничным протяжным унисонным свистом — многим выдали оранжевые свистки на веревочке, в которые они благосклонно и отчаянно свистели, параллельно хлопая в ладоши. Мне же довелось, дабы не быть раздавленным толпой, стоять в какой-то хлипкой луже возле дерева. Когда позвонил итальянский коллега и спросил, как меня найти и где я нахожусь на митинге, я не смог ему объяснить ни на каком языке, ибо помочь ему, видимо, могли только координаты GPS.

Акция получилась яростной. Борис Немцов переходил на рык, Алексей Навальный уверял, что порвет всем глотки.

Периодически толпа волной от краев к сцене скандировала: "Громче!", и ораторам приходилось кричать в микрофон. Шендерович заметил, что перед такой публикой выступает впервые.

В конце своей речи Анастасия Удальцова призвала всех прийти на митинг оппозиции 10 декабря. Точное время и место названо не было.

Завершился митинг внезапным предложением Навального устроить марш в сторону Лубянки. Собравшиеся встретили предложение с радостью. Предусмотренные полицией узкие коридоры выхода с территории митинга не могли выпустить всех и сразу. В сторону полетели ограждения — люди полезли через них. Толпа сконцентрировалась на улице, ведущей в сторону Лубянки.

Началось противоборство с полицией. Полиция создала несколько цепей и сначала пыталась просто остановить колонну людей. Колонна встала, люди пытались поговорить с правоохранителями. Неожиданно начались задержания. Скрутили Навального, по толпе прошел рык: "Отпустите! Позор!" Полиция выдвинула цепи в толпу, с тыла в толпу стал заезжать полицейский автобус. Было похоже, что людей просто решили давить. Народ загудел, в полицию полетели бутылки и еще какие-то предметы. Полиция цепями разделяла толпу. Около двадцати человек, стоявших в начале колонны граждан, оказались в окружении. Их начали задерживать и затаскивать в милицейский автобус. Счет тех, кого "свинтили", пошел на десятки. Затем появилась информация о 200 задержанных. Все это было трудно понять — в плотной толпе были видны только затылки и капюшоны, шел дождь.

Разбив толпу на несколько секторов, полиция принялась зачищать площадь. Правоохранители подскакивали к людям и требовали уйти по-хорошему, угрожая задержаниями. Тех, кто пытался сказать, что он журналист и у него такая работа, либо "просто стою", забирали.

А вот тактика "прыжков" со стороны полиции была мне в новинку. Когда я служил в ОМОНе, этому не учили. Десяток омоновцев в касках и с палками просто кидались на толпу с рыком и оскалом, что-то крича, люди в ужасе пытались бежать, началась давка. Тех, кто не успевал укрыться, сбивали с ног, людей роняли на землю и топтали.

Орали журналисты, у которых пострадала аппаратура. Девушку с фотоаппаратом и каким-то бейджем на шее тащили в автобус трое: женщина в форме и два "космонавта". Полный бардак. Чувствовалась угроза. Я переместился к "Макдоналдсу", в это время полицейские группы по 10 человек бегали по прилежащей к площади территории и требовали всех срочно покинуть "зону работы".

Люди, идущие по улице, в том числе с детьми, остановленные гаишниками перед переходом (инспекторы пытались вновь организовать застопоренное автодвижение), говорили полиции, что рады бы уйти, но их не пускают. "Космонавты" ответили, что им все равно, и дали "пять секунд". Народ вышел на дорогу, гаишники вопили, машины сигналили, но люди все шли между машин в сторону от "космонавтов". Народ гоняли из стороны в сторону. Многие прохожие просто гудели: мол, что тут творится вообще, что тут устроили! Родители пытались объяснить своим детям, что это "демонстрация"" и надо отсюда быстро уходить и больше в такие ситуации не попадать. Кто-то в гражданском с мегафоном стал кричать, что полиция предлагает выход: все уходят в метро, они прекращают задержания. В это время с площади на улицы, противоположные от Лубянки, открыли движение людей.

Народ стал расползаться. Мы обходными путями двинулись в сторону Лубянки. По всей улице в этом направлении бегали группы омоновцев — "добивали" раскиданные по узким переулкам группы людей.

Полицейские машины перекрывали движение автомобилей, ехали, как комбайны, вдоль улицы, останавливаясь у каждого переулка. Из переулков правоохранители буквально вытаскивали задержанных и запихивали их в подъезжающие машины.

По дороге к Лубянке выставили заслон. Сюда стянули дополнительные силы. В метро можно было зайти только в одном месте.

Митинг закончился. Мой коллега из Италии, в этот раз присутствовавший на митинге, сказал, что много лет освещал события в России, но оказавшись здесь впервые, сразу же понял: все, что он писал, опираясь на официальные российские источники, просто сказка. Реальность оказалась намного жестче… Но об этом он, просматривая после митинга сайты российских государственных и итальянских СМИ, не нашел ни слова.

Дмитрий Флорин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter