"Да, это была человеческая ошибка. Пилот (самолета) был настоящим мастером, но даже мастер имеет человеческие слабости". Татанг Курниади, глава Национального комитета по безопасности на транспорте (НКБТ) Индонезии, 12.12.18

ПРИЧИНОЙ КРУШЕНИЯ SSJ-100 В ИНДОНЕЗИИ СТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — ЭКСПЕРТЫ

Прощание

Да, через семь с лишним месяцев приходится ВНОВЬ возвращаться к вопросу о крушении российского авиалайнера на Западной Яве…

Суперджет на выставке в Джакарте

Суперджет на выставке в Джакарте Курниади сказал также: "Если управляешь автомобилем со включенным телефоном, то кому-то это удается, но есть и те, кто не может сосредоточиться" - и индонезийские СМИ сейчас бурлят сообщениями о том, что пилот разбившегося лайнера перед совершением маневра, приведшего SSJ-100 к столкновению с горой Салак, разговаривали с одним из пассажиров. Но, на самом деле, это лишь третья (и скажем честно — достаточно спорная) из главных причин катастрофы, названных НКБТ:

1. "Экипаж самолета не понимал условия горной местности вдоль маршрута полета, что был вызвано несколькими причинами и привело к тому, что экипаж проигнорировал предупреждения Terrain Awareness Warning System (TAWS).

2. Радар в Джакарте пока не дает нижней границы высоты полета в сочетании с вектором полета самолета. Вектор — это указание направления, которое дает пилоту управляющий движением воздушного транспорта при помощи радара диспетчер. Вектор и системы джакартского радара пока не оснащены действующей в районе горы Салак (автоматической системой) предупреждения о минимальной безопасной высоте (Minimum Safe Altitude Warning — MSAW).

3. Имело место отвлечение внимания экипажа на продолжительный [38 секунд] разговор [с одним из пассажиров], не имевший отношения к полету, что привело к тому, что самолет отклонился от курса".

Прощание

На мой личный (и поэтому я пишу об этом только здесь, на личном же блоге) взгляд вполне хватает и первых двух причин. Полет со вспомогательного аэропорта "Халим" (другими словами — аэропорта "чужого" и далекого для и без того перегруженных работой диспетчеров столь же перегруженного главного аэропорта "Сукарно-Хатта", откуда и управляли SSJ-100 в последнем рейсе, осуществляемый в столь же необычном направлении (похоже, именно то, "что здесь никто не летает", и стало одной из причин для выбора маршрута демонстрационного полета: проще согласования, можно легко изменить время вылета и т.д. А вот почему "здесь никто не летает" — никто явно не задумался), осуществлявшийся пусть бы даже суперменами, но не имевшими никакого представления о яванских вулканах, с большой долей вероятности должен был закончиться именно так. А уж в сочетании с вечными российскими понтами…

Что бесспорно? "Данные двух "черных ящиков", считанные в лаборатории НКБТ сотрудниками НКБТ в присутствии российских специалистов, были считаны полностью, и в полученной информации не содержится никаких признаков каких-либо сбоев систем самолета во время полета", — заявил Курниади.

Но вот лично у меня некоторые вопросы остались:

• Кто именно принимал решение базироваться на "Халим"?

• Кто принимал решение о выборе маршрута демополета?

• Кто именно не озаботился тем, чтобы узнать: а какие собственно вулканы лежат по пути - и что происходит над ними во второй половине дня?

Абанг

Михаил Цыганов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены