10 апреля 2013 года, в соответствии с Федеральным Законом "О развитии сельского хозяйства", Минсельхоз представил доклад о состоянии дел в этом важнейшем секторе национальной экономики. Казалось бы, спустя полгода после вступления России в ВТО основные положения этого документа должны были вызвать особо пристальное внимание со стороны отраслевого ведомства. Однако, увы, в РИА Новости мы так и не увидели не только министра, но и никого из его замов.

Дежурное сообщение сделали эксперты, которые: во-первых, ни за что не отвечают, во-вторых, явно отбывали министерскую повинность. Между тем, как я и писал раньше, по содержанию доклад не сильно отличался от предыдущих пустот испанского барабана.

А зря. Еще 31-го января состоялось расширенное заседание Правительства РФ, которое можно назвать историческим. Премьер требовал обеспечить в 2013 году жизненно необходимый стране рост валового внутреннего продукта — 5%. Министры финансово—экономического блока разводили руками и подписывались только под 3%. Главной проблемой называли — инфраструктурные ограничения.

Впрочем, и этот скромный прогноз на днях пересмотрен в сторону понижения. Действительно, плохо обстоят дела в нашем государстве с "Комплексом взаимосвязанных обслуживающих объектов, обеспечивающих функционирование экономики", с той самой многострадальной инфраструктурой.

Я достаточно много писал о новом проекте Трансконтинентальной Магистрали "Единая Евразия", которая позволяет не просто решить ряд глобальных проблем, но и создать основу для диверсификации экономики России в целом. Предлагаю поговорить о том, как можно преодолеть назревающий кризис инфраструктуры, в части обеспечения населения мегаполисов продуктами питания.

Москва в отдельные дни балансирует на грани транспортного коллапса. Поэтому обратим наше внимание на столицу. Для людей далеких от проблем управления городом цифры могут звучать ошеломляюще. Судите сами. Население Московской Агломерации в пределах двух пригородных поясов и зоной в радиусе 70 км от МКАД насчитывает от 15 до 17,5 миллионов человек. Для того, чтобы обеспечить такое количество людей только продовольственными товарами, требуется каждые сутки подвезти и распределить 50 000 тонн продуктов!

Это 15 железнодорожных составов или 2,5 тысячи большегрузных фур. А если учесть, что 75% продовольственной корзины — это, так называемый, "скоропорт": мясо, рыба, молоко, и овощи с фруктами! То в его доставке вообще не может быть промедления, а это, между прочим, 13 млн.тонн! Задача эта высокоинтеллектуальная, чрезвычайно сложная, как в управленческом, технологическом, так и в организационном аспектах.

Как показывают и дальние и ближние исторические опыты, судьба власти висит на тоненькой ниточке ее ежедневного решения.

О ее значении сказал как-то мудрец Конфуций: "Если у вас есть хлеб — у вас много проблем. Если хлеба нет — у вас одна проблема".

Для того, чтобы избежать этой одной-единственной проблемы, сжимающей небо до размеров овчинки, необходимо уже сегодня принять опережающие меры.

Для начала стоит изучить накопленный мировой опыт по созданию логистических оптово–распределительных центров или так называемых агропродовольственных кластеров (АПК).

После Второй Мировой Войны фермеры и торговцы продуктами питания в Западной Европе столкнулись с нарастающей проблемой нерациональной организацией доставки товаров до потребителя. Производители транспортировали разные виды своей продукции к местам торговли в отдельные части города независимо друг от друга. Стала очевидной необходимость создания центров консолидации товарных партий — своеобразных точек сборки различных видов продовольствия на одной площадке.

Безусловно, к этому подталкивало формирование крупных и мелких сетей продовольственного ритэйла. Президент Шарль Де Голль, в свое время, запретил хранение и переработку сельскохозяйственной продукции в исторической части — "Чреве Парижа". В связи с этим, в местечке Ранжис, неподалеку от мегаполиса, было подобранно 230 га земли для строительства первого агропродовольственного кластера. Сегодня "Ранжис" считается мировым эталоном оптово-распределительного центра. Его услугами пользуются 18 миллионов потребителей.

Годовой оборот этого мегарынка составляет 9 миллиардов евро. На площади 850 000 квадратных метров работают 12 000 сотрудников.

Оптовые цены здесь являются индикаторами динамики продовольственных цен во всей Европе!

Еще одна важнейшая деталь: в этом гигантском агропродовольственном кластере создан единый центр зооветеринарного и фитосанитарного контроля. Торговые предприятия, а также всевозможные объекты общественного питания, так называемая HoReCa — отели, рестораны и т.д. получающие продукцию из "Ранжиса" имеют окончательное подтверждение качества своего товара. Купить поддельный сертификат соответствия на тот или иной вид продовольствия на подобной площадке по определению нельзя.

Как это работает? В дневное время туда заходят железнодорожные составы и грузовики. Из аэропортов доставляются свежая рыба и другие дары моря. В течение дня происходит формирование товарных партий для крупных и мелких сетей, для отелей и ресторанов. В 23-00 распахиваются ворота и все подготовленное, упакованное разнообразие по точнейшим маршрутам впрыскивается в торговую сеть большого Парижа.

В России была другая, хотя и весьма похожая история. После рыночных реформ начала 90-х стали формироваться федеральные и региональные сети продовольственного ритейла, такие как "Седьмой континент", "Перекресток", "Магнит", "Пятерочка" и более мелкие, наподобие "Мария Ра". Каждая сеть стала создавать независимые друг от друга промежуточные логистические центры для обеспечения ассортимента и объема продовольствия на собственных прилавках. В условиях крупных городов под склады сухого хранения иногда стали использовать даже пустующие заводские цеха.

Нарастающие день ото дня проблемы с физической доставкой продуктов заставляют держать повышенные складские резервы и запасы, ухудшая тем самым показатели как качественные, так и экономические, поскольку существенно увеличивают цену для конечного потребителя. Мы должны понимать, что нам досталось тяжелое наследство от планово-распределительной системы:

• неэффективное расположение и наполнение: большинство оптовых баз находятся внутри МКАД и имеют узкий ассортимент (часто одна категория продукции);

• устаревшая инфраструктура — большинство объектов подобного типа (оптовые базы, логистические центры) введены в эксплуатацию больше 25 лет назад. Они не соответствуют современным стандартам складов, позволяющих обеспечивать прием, хранение и обработку свежих продуктов в условиях рыночной экономики;

• острый дефицит качественных площадей — по оценкам Генплана и программы "Развитие транспортно-логистической системы Московской области в 2011-2015 гг." дефицит складских площадей к 2025 году в Москве составит 2,0 млн. квадратных метров. Совокупно с Московской областью — 10,2 млн. квадратных метров.

• низкий уровень конкуренции — как следствие, высокие цены. Например, более 60% оптового оборота овощей и фруктов приходится на одну базу — ЗАО "Новые Черемушки". Результатом явилось то, что в странах G8, структуре цен на продовольствие — 65% составляет доля производителей и 35%, соответственно, приходится на торговлю и распределение.

У нас – все с точностью до наоборот! В итоге вторая сфера агропромышленного комплекса, непосредственно сельское хозяйство, находится в депрессивном состоянии. Как замечал незабвенный Остап Бендер в "Золотом теленке": "Финансовая пропасть самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь!..." Что мы и наблюдаем в отечественном сельском хозяйстве.

Между тем есть выход, позволяющий сбалансировать интересы различных сфер АПК: производства, переработки, торговли. Это создание оптово-распределительных центров, подобных Ранжису. Наши исследования показывают, что ключевыми факторами успеха такого масштабного проекта будут:

• оптимальное географическое расположение, с точки зрения близости к транспортной инфраструктуре (автомобильные дороги, с учетом проектируемых ЦКАДа, железнодорожные пути, авиационные карго—терминалы);

• достаточные инженерные мощности (электричество, газ, вода, телекоммуникации);

• объективная оценка грузопотоков продовольствия с юго-западного, северо-западного и северо-восточного направлений;

• точный расчет параметров оптово-распределительных центров по площади и функциональному набору предоставляемых услуг для резидентов и арендаторов.

Считаю, что Правительство должно помочь бизнесу в создании транспортной и инженерной инфраструктуры. Задача государства, при создании управляющей компании таким оптово-распределительным центром, состоит в определении стандартов взаимодействия и общих правил ведения бизнеса. Не более того.

В условиях нашей страны агропромышленный кластер (АПК) обеспечит следующие преимущества:

• полный цикл приемки, хранения и обработки продуктов питания в соответствии с необходимым для каждой категории продуктов режимом;

• будет осуществлена дифференциация по группам потребления, позволяющая оптимизировать предпродажную подготовку и доставку: крупные партии для гипермаркетов "Cash &Carry", "органическая продукция премиум-класса, адресная поддержка и социальное питание" и др. • прием и отгрузку товаров любым видом транспорта, обеспечение таможенных услуг и сопутствующих ветеринарно-санитарных документов;

• диспетчеризацию входящих и исходящих транспортных потоков из единого центра с возможностью управлять несколькими десятками тысяч единиц транспорта;

• стандарты хранения и гигиены на территории комплекса;

• дополнительные услуги для представительств компаний и операторов: офисные центры, рестораны, парковки, гостиницы и т.д.;

• безопасное функционирование объектов (пожарное депо и т.п. );

• мониторинг и контроль за ассортиментом и качеством продуктов питания со стороны городских властей;

• уменьшит коррупционный налог в виде поборов многочисленных инспекций Роспотребнадзора, Россельхознадзора и т.д. Еще одна важнейшая, стоящая отдельного упоминания задача может быть реализована с помощью АПК: такая площадка способна серьезно облегчить доступ на рынки города отечественной сельскохозяйственной продукции!

Впрочем, вернемся к ВТО. В ходе 18-тилетних переговоров мы согласовали ряд важнейших обязательств. Например: размер годовой агрегированной поддержки агропродовольственного сектора определен в размере 9 млрд. долларов США.

Для справки: в 2012 году по бюджету Расширенного Правительства на поддержку этой отрасли национальной экономики было потрачено около 5 млрд. Нам есть куда расти.

Но, взятые нами международные обязательства строго регламентируют не только размер, но и формы поддержки. Существуют связанные и не связанные (искажающие и не искажающие конкуренцию) формы поддержки производства, продвижения товаров, услуг и торговли.

Прямые субсидии производителям запрещены. Это так называемая "Красная корзина". Большая часть применяемой сегодня бюджетной поддержки нашего сельского хозяйства лежит в "Желтой корзине" и должна быть существенно сокращена к 2018 году. Однако у нас есть большие перспективы в развитии мер поддержки, относящихся к "Зеленой корзине" — это "несвязанные меры", разрешенные без ограничений формы косвенной поддержки аграрного сектора.

Так вот, инфраструктурные проекты создания оптово распределительных центров, аграрных логистических кластеров для уменьшения административных, нерыночных барьеров, позволяют решить проблемы не только производителей и торговцев, но и потребителей. Расчеты показывают, что только за счет снижения издержек по логистике и перевалке, минимизации коррупционной составляющей мы можем сократить расходы на продовольственную корзину для каждого жителя московской агломерации на 10-20%. Как говорится, есть за что бороться.

Не лишне напомнить, что все это — "Зеленая корзина". Надеюсь, что будет интерес ее сплести и у мэра Москвы, и у министра сельского хозяйства России.

Иван Стариков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены