1. Оппозиция в очередной раз продемонстрировала наличие широкой социальной базы и готовность выполнить ярко выраженный запрос со стороны общества на полномасштабное обновление политического поля страны. Стало очевидно, что все требования оппозиции, которые она неоднократно декларировала на митингах при поддержке народных масс, остались не только не выполненными, но и демонстративно растоптанными властью. Не осталось никаких сомнений, что у руля сегодня находятся отпетые реакционеры, которые попросту утратили чувство реальности, и раз за разом принимают все более и более неадекватные решения, загоняющие ситуацию в угол.

2. Власть показала свою неспособность подавить массовый общественный протест даже с использованием грубых репрессивных методов. Стало ясно, что народ не удалось запугать сфабрикованными уголовными делами, так что наличие в стране политических заключенных, а также лидеров оппозиции, уголовно преследуемых по политическим мотивам, уже даже не может достичь никакой иной цели, кроме как удовлетворения желания личной мести со стороны Путина, что, вообще-то, очень мелко для человека, претендующего на роль "национального лидера".

Бесполезной оказалась и топорная телевизионная пропаганда: 24% жителей страны уже поддерживают лозунг "Россия без Путина" (это на 5% больше, чем в апреле 2012 года, когда на волне предвыборной кампании количество людей, которые доверяли Путину, несколько увеличилось), а свыше половины населения страны считает Единую Россию "партией жуликов и воров" (2 года назад так считали только 30%). Высокая численность участников митинга (не менее 30 тысяч человек), который проводился в будний день и не в самую лучшую погоду, подтвердила тщетность попыток промыва мозгов гражданам.

Телевидению не удалось ввести людей в заблуждение насчет якобы планировавшихся 6 мая 2012 года массовых беспорядков. Граждане также не верят в беспристрастность расследования дела "Кировлеса" и опасаются, что власти будут оказывать давление на судей.

3. Фактически в стране сложилась патовая ситуация, когда оппозиция никак не может повлиять на власть мирными, демократическими методами, используя легальные инструменты для достижения своих целей, а стремительно маргинализирующаяся власть, в свою очередь, никак не может прибегнуть к еще более радикальным методам борьбы с оппозицией именно по причине неослабевающей общественной поддержки даже не столько оппозиции как политического субъекта — сколько самой идеи протеста против власти, в целом. Ведь власть в глазах значительной части населения уже неразрывно ассоциируется только с тотальной коррупцией и бюрократией, безудержным воровством и повальной неэффективностью.

Как долго может продлиться такая ситуация? Давать подобный прогноз сложно. Нынешнее состояние равновесия — весьма шаткое. Маятник ведь качается — сначала в одну, затем в другую сторону... Обычно бывает так, что какое-то резонансное событие влечет социальный взрыв (как, собственно, было после сфальсифицированных выборов в Госдуму 4 декабря 2011 г., и даже ранее — с момента пресловутой "рокировки" 24 сентября) — и тогда все далее зависит только от силы общественного недовольства: будет ли оно достаточно продолжительным и всеобъемлющим, чтобы вынудить власть идти на уступки — или же вновь оно через какое-то время, не добившись ничего, перейдет в состояние кажущегося, временного затишья, с тем, чтобы в следующий раз всколыхнуться с удвоенной силой...

На данный момент страна, как мне кажется, находится в некоем промежуточном состоянии, когда внешние проявления общественного протеста становятся даже не то чтобы слабее, а просто привычнее для многих (а кому-то уже успели надоесть) — но глубинное напряжение разрастается, и, что самое главное, нынешняя власть не способна его остановить, ведь для этого нужны реальные эффективные действия по борьбе с коррупцией, обеспечению независимости судебной системы, проведению свободных и честных выборов, преодолению нефтегазовой зависимости экономики — а не их телевизионная имитация...

Владислав Наганов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены