Кампания по выявлению "иностранных агентов" среди российских неправительственных организаций, начатая по личному распоряжению Владимира Путина, все больше отдает раннесталинским временем. Рвение "правоохранителей" не знает пределов: доходит не только до трагикомичных случаев (намерение объявить "иностранными агентами" благотворительную организацию "Помощь больным муковисцидозом" и журавлиный заповедник "Муравьевский парк"), но и до откровенного кощунства. К последнему можно отнести требование столичной прокуратуры признать "иностранным агентом" общество "Мемориал" — плевок в память миллионов жертв сталинских репрессий, увековечением которой занимается организация.

Это и своеобразная "месть" чекистов за свое унижение конца 1980-х — начала 1990-х: вряд ли вдохновители нынешней кампании забыли, что основателем и первым председателем "Мемориала" был Андрей Дмитриевич Сахаров, а в состав его общественного совета входил Борис Ельцин.

Руководители "Мемориала" помнят, как летом 1990-го вновь избранный председатель Верховного совета России объявил о выходе из всех общественных организаций — "за исключением общества "Мемориал". "Для нас это (регистрация в качестве "иностранного агента") невозможно, понимаете? — говорит нынешний глава общества Арсений Рогинский. — Мы же "Мемориал", мы знаем, сколько людей в каком году под пытками признались в том, что они шпионы и иностранные агенты. Знаем, как из них выколачивали эти признания. В нашей исторической памяти словосочетание "иностранный агент" имеет только одно значение. Группа крови нам такое позволить не сможет".

И все же открытых параллелей с отечественным опытом 1930-х годов власти пока стесняются, а потому придумали для себя куда более благозвучное сравнение: оказывается, точно такой же закон об "иностранных агентах" уже три четверти века действует в Соединенных Штатах. Прием не новый, вполне отвечающий путинской стилистике "сам дурак". Начиная с прошлого года об этой "аналогии" постоянно твердят государственные телеканалы, а недавно — во время апрельской "прямой линии" — к хору присоединился и сам Путин. И даже от думающих людей иногда можно услышать: "Да, закон, конечно, ужасный, но ведь и в Америке…"

Навязываемая Кремлем "параллель" между путинским законом 2012 года и законом США "О регистрации иностранных агентов" (Foreign Agent Registration Act, сокращенно FARA) является ложной. Помимо внешней оболочки — названия — американский закон не имеет почти ничего общего с российским "аналогом".

Закон FARA (также известный как "закон Маккормака" по имени его автора, конгрессмена из штата Массачусетс) был принят Конгрессом и подписан Франклином Рузвельтом в 1938 году для борьбы с распространением в США нацистской и коммунистической пропаганды. Во время и сразу после Второй мировой войны федеральные власти выиграли в судах 23 уголовных дела по фактам нарушений этого закона, одним из самых известных было дело против "Германо-американской профессиональной лиги" (German-American Vocational League), которую признали действующим на территории США органом пропаганды Третьего рейха. После войны закон неоднократно менялся, наиболее существенные поправки были внесены в 1966 и 1995 годах. Об этом главный кремлевский "историк", разумеется, умалчивает ("в США этот закон действует с 1938 года… сегодня нет никакого нацизма, а он действует").

Поправки 1966 года перенесли акцент с пропаганды на политическое лоббирование и значительно сузили понятие "иностранный агент", увеличив бремя доказательств для прокуроров. С этого момента для того, чтобы внести какую-либо организацию или человека в реестр FARA, правительство США должно было доказать, что они действуют "по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала" (заказчика) и занимаются "политической деятельностью в интересах иностранного принципала", в том числе представляя "интересы иностранного принципала перед ведомствами или официальными лицами правительства Соединенных Штатов".

Без выполнения этих двух критериев — доказательств подконтрольности иностранному заказчику и представления его интересов — объявить кого-либо "иностранным агентом" стало невозможно.

После 1966 года Министерство юстиции США не выиграло ни одного уголовного дела по закону "О регистрации иностранных агентов". Гражданские и административные дела решались в пользу властей лишь там, где прокуратура представляла бесспорные доказательства — например, в случае с "Ирландским комитетом помощи северу" (Irish Northern Aid Committee), который по просьбе террористической группировки "Ирландская республиканская армия" (ИРА) оказывал финансовую поддержку семьям ее боевиков (это открыто признавали и в самом комитете). В качестве "иностранного принципала" организации по требованию Минюста была обозначена ИРА. Среди других юридических лиц, зарегистрированных в США в качестве "иностранных агентов", — Туристическое бюро Нидерландов, "Туризм Швейцарии" и прочие подобные структуры, функции которых сводятся к представлению интересов соответствующих стран в Америке. Между тем поправки 1995 года (вступившие в силу с 1 января 1996-го) устранили остававшиеся в законе FARA рецидивы предвоенного времени, в частности, заменив негативный термин "политическая пропаганда" на нейтральный — "информационные материалы".

Наконец, главное: американский закон "О регистрации иностранных агентов" не затрагивает общественные организации. Действие FARA не распространяется (это отдельно прописано в законе) на структуры, "чья деятельность носит… религиозный, академический, научный или художественный характер", а также на те, чья "деятельность служит главным образом не иностранным интересам". НКО, которые имеют зарубежное происхождение или финансирование и которые можно назвать "политическими", также не обязаны регистрироваться в качестве "иностранных агентов", поскольку не занимаются представлением "интересов иностранного принципала". Никому не придет в голову объявлять "Репортеров без границ" французским агентом, а "Международную амнистию" — британским.

Примечательно, что в российском "аналоге" закона FARA понятие "иностранного принципала" — под чьим контролем и в чьих интересах могут действовать организации-агенты — не прописано вовсе (в нем содержится лишь расплывчатая формулировка о деятельности "в том числе в интересах иностранных источников"). Что неудивительно, поскольку нет и не может быть никакого "принципала" (кроме российского общества) у ассоциации "Голос", защищающей права российских избирателей, организации "Агора", оказывающей юридическую помощь российским гражданам, или того же "Мемориала", занимающегося сохранением российской исторической памяти.

Пожалуй, лучшая иллюстрация принципиальной разницы между американским и российским законами об "иностранных агентах" — это положение зарегистрированных в США некоммерческих организаций, финансируемых из России. Речь идет об основанном в 2008 году Институте демократии и сотрудничества (руководитель Андраник Мигранян, офис в Нью-Йорке) и учрежденном в 2013 году Центре глобальных интересов (руководитель Николай Злобин, офис в Вашингтоне). При том что обе НКО открыто финансируются из российских источников, власти США не требуют (и не могут требовать) их внесения в реестр "иностранных агентов". После официальной регистрации своего центра Злобин обратился c запросом в соответствующий отдел Минюста США и получил ответ, что его организация не может считаться "иностранным агентом", поскольку не ставит своей целью представление интересов российского государства или российских структур.

В федеральном реестре FARA сегодня значатся семь "российских агентов" — это американские лоббистские, юридические и пиар-структуры, представляющие интересы Российской Федерации (то есть российского правительства), ООО "Газпром экспорт", партии "Родина", министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и главы "Русала" Олега Дерипаски. (Для поиска по базе данных FARA нужно пройти по этой ссылке, задать поиск по критерию Active Foreign Principals и в строчке "страна" выбрать Russia.) Ни одна общественная организация в этом списке, разумеется, не числится.

Как и прочие неуклюжие попытки Путина провести "аналогии" с Западом (например, сравнение системы назначения губернаторов российских регионов из Кремля с действующей на президентских выборах в США коллегией выборщиков), "параллель" между законами об "иностранных агентах" рассыпается при первом неповерхностном рассмотрении. Единственная подлинная аналогия, возникающая в связи с последними действиями российской власти, — это аналогия с теми не столь уж далекими временами, когда в Кремле тоже боролись с "вредителями, шпионами, диверсантами и убийцами, засылаемыми в наши тылы агентами иностранных государств".

Владимир Кара-Мурза

imrussia.org

! Орфография и стилистика автора сохранены