Спор о важности ментальности или надуманности данного понятия один из самых сложных. Попробую разобраться.

Что мы можем сказать о бразильцах? Они любят футбол! Думаю, даже тех, кто вспомнит про карнавал, будет намного меньше. Что из этого следует? Что, по нашим представлениям, население должно ликовать. Чемпионат конфедераций, чемпионат мира, олимпийские игры. Чего еще желать? Все футбольные короли приедут в гости. Но происходит нечто удивительное! В самый разгар турнира конфедераций народ выходит на улицы. Не двух столиц — Рио и Бразилии, а практически всех городов, не 25–50 тысяч, а значительно больше. Выходят не для того, чтобы праздновать победы своей любимой национальной сборной, выходят бороться за свои права: социальные и экономические.

Сначала их пытаются разогнать, они дышат газами, падают под струями из пожарных шлангов, получают ушибы от дубинок и даже гибнут под колесами, но с улиц не уходят.

При этом — обращаю ваше внимание — никакая партия или политические лидеры ими особенно не руководят. Ими руководит одно: желание быть людьми, а не быдлом, о которое можно вытирать ноги, которое можно беззастенчиво обирать и обрекать на полунищенское существование.

Разогнать не удалось, попробовали подкупить: вернули цены на проезд на общественном транспорте, пообещали еще ряд социальных льгот, снизили цены, дали слово разобраться с коррупцией. И опять народ не уходит с улиц. Они хоть и не все грамотные, но благодаря своей ментальности понимают: "Обещать — не значит жениться", и пока все, что обещано, не исполнено, с улиц не уйдут.

Скажете, там среднегодовая температура +25 а у нас большинство регионов с рискованным земледелием? Это правда. Но зато про Россию говорили, что это самая читающая страна, а следовательно, люди должны быть грамотными и умеющими думать. В Бразилии грамотность несколько ниже, но зато сознание, видимо, не рабское, не советское. Вот в этом действительно разница. Поэтому у нас олимпиадой и чемпионатом мира гордятся все, даже обобранные до нитки и униженные до положения червя. Скажете, это не ментальность, не наследие крепостного права и советской системы? Возможно. Но пойдем дальше.

Что можно сказать о турках? Примерно то же, что можно услышать на наших рынках про азербайджанцев. Мусульмане — этим уже много сказано. Подразумевается, что они темные, послушные, легко поддаются властной и религиозной пропаганде. Да, трудолюбивые, но, повторюсь, "темные". Умеют торговать — в былые времена правильней было сказать спекулировать. Умение торговать во всем мире является достоинством. Но в сознание советского человека было надежно вдолблено, что торговля — зло и истинному россиянину не к лицу.

Короче, большинство россиян, посетивших Турцию в постсоветское время, привыкли относиться к туркам с пренебрежением и даже порою с презрением.

Однако турки выходят на улицы и массово по всей стране выступают против своей власти.

Из-за чего? Из-за желания руководства застроить центральный парк столицы. Напоминать, сколько народу у нас выходило и выходит на улицы при сносе парков, домов и даже соборов как-то неприлично, в лучшем случае их можно считать сотнями. Но чаще не выходит никто. Как это было при сносе храма Христа Спасителя, который, кстати, строили на собранные народом деньги.

Ничего, наша ментальность, наша православная вера это позволяют. Ведь лучше терпеть, чем показывать власти, что "мы не рабы, рабы не мы", как тогда говорилось. Но увы, не только строгость законов, но и содержание лозунги на российских просторах далеки от реальности. Именно поэтому громче всего этот знаменитый лозунг скандировали зэки на ударных стройках.

Турки протестуют на улицах — мы греемся на солнышке. И православные, и мусульмане, и иудеи спокойно и не очень принимают все, что желает сделать или сломать власть, освященная и благословенная как во время Пасхи, так и во время Рамадана, и во время Пурима. Скажете, это не ментальность? Ну, что же, пойдем дальше.

Бразильцы далеко, турки нам "не Чита". Пожалуйста, есть могу привести в пример страну поближе — Болгарию. Как утверждают пропагандистские источники разных лет, болгары нам братья и чуть ли не самые хорошие друзья. Не буду спорить с пропагандистами. Правда, в двух мировых войнах Болгария воевала или сотрудничала не на нашей стороне, но все же, безусловно, наши культура, история и язык достаточно близки.

Стоит там назначить на ответственный пост местного олигарха или медиамагната, и пожалуйста, по всей стране волнения. Многие десятки тысяч выходят на улицы, правительство начинает шататься, а протестующие чувствуют себя людьми.

Вот такие они, болгары, хотя их вожди и стучались в советские двери с предложением упразднить государственную и национальную самобытность, не получилось. Болгары остаются болгарами и не становятся советским народом. Не нравится и этот пример?

Хорошо, я мог бы поговорить о Египте и Тунисе, о Грузии и Украине, приводить в пример Испанию, Португалию или Францию... Не решаюсь — боюсь быть обвиненным в симпатиях к Западу. Поэтому приведу последний актуальный пример проявления нашей ментальности, вобравшей в себя все "лучшие" достижения предыдущих столетий.

С тем, что Академия наук является элитой нации и Родины в любой стране, никто спорить не будет. Российская академия наук, сколько могла, подтверждала это, доказывала, что академики не твари бессловесные. Отца народов Сталина сделала только "почетным членом", все-таки не академик. Когда Суслов, Андропов и прочие политбюровцы давили на Академию с требованием лишить Андрея Дмитриевича Сахарова звания академика, решительно сказала нет, и никто не смог Сахарова лишить этого звания, заслуженного честной работой. Он был и остался Академиком.

Был и еще один пример, когда при выдвижении народных депутатов в Кремле предпочли не вносить Сахарова в список кандидатов и научная общественность во главе с академиками вышла на улицы и потребовала, и главное, добилась, чтобы Андрей Дмитриевич стал и кандидатом, и народным депутатом. Все это было. Раздражает ли такое выпячивание свободы мысли и подобное поведение Кремль? Безусловно!

И дабы окончательно зачистить наши просторы от проявлений нормальной ментальности, было решено в стране, где почти каждый депутат доктор или кандидат, где академическое звание все более и более становится разменной монетой жизненного успеха, а не заслуг перед обществом и миром, Академию слить!

Академики избрали нового президента академии. Прошел месяц, он де-факто избран, а де-юре президентом РФ не утвержден — указа нет. Потому что негоже элите самой решать, кто есть кто! Поступило предложение слить Академию с отраслевыми, всех кандидатов сделать академиками и отобрать права, сунув доппаек в виде повышенной зарплаты — не волнуйтесь, до депутатской не дотянет.

Смотрю на улицу и не вижу демонстраций, ни научной, ни, тем более, "обычной" общественности.

Все смотрят или слушают зомбоящики и уверены, что, живя в стране побеждающей ментальности покорной толпы с олимпиадами, чемпионатами, съездами, выборами, крестными ходами с прославлением власти, со свободно почтенно согнутыми в неприличную позицию СМИ, с превращенными в пропагандистов деятелей культуры все счастливы.

Вот такая ментальность, которой нет.

P.S. В замечательном фильме Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" есть кадры — эпизоды с закадровым текстом режиссера. На экране — большой зал и много важных людей в мундирах, внимающих некоему оратору, он не показан. Голос за кадром: "Судя по количеству мундиров, уважаемый зритель, Вы думаете, что мы на заседании Генштаба или военной академии. Нет, это заседание академии художеств!" Кадр сменяется, но картинка остается почти такой же, архитектура зала лишь слегка поменялась. "А это заседание Академии наук". Опять смена обстановки, но с тем же наполнением. "А это парламент земельный". Всюду картинка послушания и дисциплины остается одинаковой.

Все на благо человека и во имя человека. Вот только вопрос: "Какого человека?" Если с той ментальностью, о которой я писал, то не уверен, что это на благо…

Григорий Амнуэль

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter