Первый свидетель "болотного дела" Дмитрий Дейниченко, заместитель начальника управления охраны общественного порядка ГУ МВД России по г. Москве. Полковник полиции (bolotnoedelo.info)
  • 10-07-2013 (11:54)

Штатные беспорядки

Каспаров.Ru: прямая трансляция седьмого заседания по делу двенадцати "узников Болотной"

update: 10-07-2013 (20:08)

Каспаров.Ru заканчивает очередную трансляцию, но продолжает следить за "болотным делом".

17:24 У Макарова еще много вопросов. "В связи с тем, что у вас неограниченное количество вопросов, а ваши коллеги уже изнывают, объявляется перерыв до завтра", — сообщает судья. Заседание продолжится 11 июля.

17:24 Информация была различной до начала, после начала и во время. Но имела ли она отношение к массовым беспорядкам, он сообщать не будет.

17:21 Макаров спрашивает, в чем заключалась информация "о планах организаторов организовать массовые беспорядки". Дейниченко не отвечает: он не будет разглашать информацию, связанную с гостайной. Макаров спрашивает, имелась ли эта информация у Дейниченко и других сотрудников правоохранительных органов до 18:00 6 мая 2012 года.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

17:19 Макаров спрашивает, находились ли в рядах оцепления 6 мая 2012 года сотрудники в штатском. "В оцеплении — нет. За оцеплением — да". — "В каком количестве и каких подразделений?" Пауза. "Сотрудники, отвечающие за работу со СМИ, оперативные сотрудники". Он перечисляет много функций. Просит уточнить.

Макаров спрашивает, были ли на площади сотрудники ГРУ в штатском, сотрудники Центра "Э" в штатском. "Да, они там были". Он сам их не видел, сколько их было, не знает.

17:17 Вопрос про карту на сайте ГУВД снят. Макаров спрашивает, говорил ли свидетель, что "данная схема отчасти напоминала" утвержденную. Ответ очень тихий. Макаров уточняет, общался ли Дейниченко с членами президентского совета в тот день? "Не общался".

17:15 Макаров спрашивает, когда Дейниченко лучше помнил произошедшее и почему сейчас помнит хуже. Свидетель отвечает, что у мозга есть функция стирать ненужную информацию. Макаров спрашивает, почему он в сентябре на допросе следователя мог назвать около сотни лозунгов, а сейчас не помнит ни одного.

17:12 Макаров просит ответить на вопрос, с чем связана разница в цифрах "ОВД-Инфо" и приведенной Дейниченко: 650 задержанных и 400. Свидетель отвечает, что 650 задержанных было, видимо, по Москве.

17:11 Макаров ссылается на ответ свидетеля о том, что не только генерал-майор Козлов инcтруктировал начальников штабов, но и его инструктировали. Свидетель говорит, что ничего не знает о том, инструктировал ли кто-то Козлова, и, возможно, Макаров неверно его понял.

17:10 Адвокат Кривова спрашивает, известно ли Дейниченко об обращениях Гудкова или организаторов к правоохранительным органам во время сидячей забастовки? Свидетелю ничего об этом не известно.

17:09 Макаров спрашивает, известно ли свидетелю об избиении демонстрантов. Лично Дейниченко — нет. О существовании Общественной наблюдательной комиссии ему известно, но из нее к нему никто не обращался, он с этой организацией не контактировал.

17:07 Дейниченко требует слушать его внимательно. Макаров сообщает, что тот не на работе. Свидетель говорит, что зоны свежего асфальта на площади были. Их он определил на глаз, "на зуб не пробовал, пальцам не тыкал". Они там возникли, так как было оговорено привести площадь в порядок.

17:05 "Кто, кроме Дейниченко, осматривал территорию до начала мероприятия?" — "Таких лиц было много". — "Известно ли Дейниченко что-либо о работе служб ГУП ДЕЗ Якиманки в районе Большого Каменного моста?" Ему ничего не известно. Но было распоряжение убрать площадь, подготовить ее к проведению мероприятия. Работы могли быть связаны с этим. В целом это вопрос к хозяйствующему субъекту. Дейниченко сообщает, что на момент проведения проверки развороченного асфальта не было.

17:03 "Откуда на Болотной площади взялись туалетные кабинки? Почему они были у зоны входа?" Свидетель поясняет, что туалеты ставят у рамок для удобства граждан. По мнению Дейниченко, этот вопрос надо задать организаторам. "То есть этот вопрос надо задать не правительству Москвы, а именно организаторам?"  Вопрос к организаторам, с которыми все было согласовано.

17:00 Судья сообщает с улыбкой, что коллеги Макарова нервничают.

16:59 "Вчера, отвечая на вопрос Борко, свидетель сообщил, что был перемещен на Болотную площадь. Кем? Как именно?" Вопросы сняты как непонятные.

16:56 "Почему люди должны были спрашивать разрешение у сотрудников?" Вопрос снят. Макаров напоминает, что вчера Дейниченко сказал, что "у нас цепочки от сырости не появляются". Адвокат интересуется, что он имел в виду. Дейниченко имел в виду, что все было указано в плане. Он поясняет, что выбрал для ответа разговорную форму и имел на это право.

16:55 "В связи с чем были введены такие ограничения и кем конкретно?" Дейниченко отвечает, что это было сделано для безопасности граждан. Кем отдавались приказы по каждому ряду и каждой улице, надо уточнять. Такие ответы может дать старший по каждому наряду.

16:54 Макаров спрашивает, вытеснялись ли обычные прохожие с указанных улиц. "Да": за цепочкой должны остаться только те, кто имеет право за ней находиться.

16:50 Макаров спрашивает, почему в день города права граждан не ограничивают, а 6 мая 2012 они были ограничены, в том числе им приказывали расходиться? Вопрос снят. "Почему гражданам не разрешали водить хороводы, гулять по улице Серафимовича?" Вопрос снят.

"Имели ли граждане право оставаться на Болотной после объявления о том, что мероприятие закончено?" Вопрос снят: таких показаний свидетель не давал. Разрешено ли было после мероприятия оставаться на Кадашевской набережной, Лужковом мосту, улице Серафимовича, Большом и Малом каменных мостах? Дейниченко отвечает, что проводилась уборка, и для этого привлекли технику. Граждан оттесняли, чтобы они не мешали уборке.

16:49 Акименков говорит про девушку, потерявшую на митинге сознание после удара по голове. Судья делает замечание: его могут удалить, если он продолжит выкрикивать. Баронова просит о перерыве. По указанию судьи допрос продолжается.

16:47 Макаров спрашивает, экипировались ли группы задержания резиновыми палками. "Да". Модификацию палок он не знает. Макаров спрашивал, можно ли было бить палками граждан по голове. Нет, конечно. Исключение — вооруженное воздействие на полицию.

16:46 Макаров хочет узнать, откуда взялись предметы, которые кидали в сотрудников правопорядка. Дейниченко может только предположить: он не знает, как у рамок 2–3 человека могли задержать группу из 20–30 человек. К тому же,  на машинах проезжали журналисты. "На самолетах точно не сбрасывали", — замечает свидетель.

16:43 Макаров напоминает, что Дейниченко сообщил, что никем из сторон огнестрельное оружие не применялось. "Было ли оно у оперативных сотрудников?" Каких, просит уточнить Дейниченко. Он кипятится и говорит о каких-то других сотрудниках в других ситуациях. На Болотной вооруженных силовиков не было, отвечает он в итоге. "Насколько мне известно", — со смехом в очередной раз дополняет свидетель.

16:40 Макаров спрашивает, какова была экипировка групп задержания. Бронежилеты различного класса, названия он не знает. Были каски, наручники (3-4 на группу), налокотники, наколенники (у кого они есть — не все обеспечены). Перчатки не предусмотрены, но запретить сотруднику одевать перчатки тоже нельзя. Например, могут укусить во время задержания - перчатки нужны.

16:38 Дейниченко говорит, что не помнит точно, каким были обмундирование и количество нарядов в цепочки. Все есть в плане. Но он точно знает, что они были одеты-обуты и со значками. Макаров спрашивает, фиксировалась ли как-то выдача значков. Свидетель отвечает, что снимать значок сотрудник не имеет права, но значок могли сорвать - такое у него крепление.

На Болотной площади 6 мая такие случаи были, у него самого значок был. Про остальное он сказать не может, так как не отвечает за это.

16:34 Макаров хочет узнать, какие подразделения находились на Болотной, и как они были экипированы. Свидетель сообщает, что все указано в плане охраны правопорядка. Чтобы ответить, надо знать, где какой отряд стоял, и какая у него была задача.

Макаров спрашивает про группу задержания. Дейниченко отвечает, что это группа от 7 до 10 человек, экипирована наручниками, палками, налокотниками и т.д. Макаров говорит, что тот оглашает инструкцию, а он хочет узнать конкретно про 6 мая. Адвокат уточняет, что его интересует цепочка. За пререкание с председательствующим он получает замечание судьи.

16:30 Ограничивался ли проход граждан на улице Серафимовича? Жителей пропускали по паспортам. Судья считает, что этот ответ означает, что передвижение граждан не ограничивалось. Макаров спрашивает, был ли свободен проход через Серафимовича на Малый каменный мост. Не ограничивались. Цепочка пропускала женщин, детей и стариков. А остальные граждане могли пройти в других местах. Он их перечисляет, завершая ответ словами: "Запишите это и запомните".

16:25 Макаров хочет уточнить, какая спецтехника была на акции. Свидетель точно ответить он не может.

Макаров спрашивает, были ли водометы. В Москве были. А на Болотной? На Болотной площади не были. А на прилегающих улицах? На относительно удаленных были. На Малом каменном мосту? Он не помнит. На Кадашевской набережной, улицу Серафимовича, Софийской набережной их не было.

Было ли на площади какое-то специальное газовое оборудование у сотрудников полиции? Не было. У каких групп были газовые балончики. Свидетель усмехается и говорит, что он отвечал неоднократно, и такой вопрос — это неуважение.

Макаров спрашивает, ограничили ли действие Конституции в тот день? "Мне об этом неизвестно", — говорит свидетель. Он лично права граждан не ограничивал.

16:22 Макаров напоминает свидетелю, что тот неоднократно говорил о планах организаторов организовать массовые беспорядки. Макаров указывает, что это была оперативная информация в рамках гостайны. Дейниченко утверждает, что не говорил о секретной информации. Он напоминает, что допуска к гостайне такого уровня ни у кого в зале нет. Спрашивал ли следователь о содержании этой оперативной информации, он не помнит. Не помнит он, говорил ли он о ней со следователем.

16:21 Макаров спрашивает во сколько начались следственные мероприятия по факту получения травм? Точное время он не помнит - "дневник" он не ведет.

16:18 Макаров спрашивает, где находился оперативный штаб. Дейниченко просит уточнить, какой оперативный штаб. Макаров говорит, что получается, что не было оперативного штаба на Болотной? Дейниченко говорит, что передвижной пункт оперативного штаба находилась в автобусе на улице Серафимовича. Предположительно, в небольшом мерседесе. А где был штаб Здоренко он не знает.

16:14 Макаров напоминает свидетелю, что он заявил, что согласовывал мероприятие "от государевой стороны". Что это значило? Дейниченко говорит, что таких слов не говорил. Макаров спрашивает, не страдает ли тот потерей памяти. Вопрос снят.

16:11 Макаров спрашивает, зачитывал ли Дейниченко вчера свои ответы? И согласовывал ли он заранее свои показания с обвинением? Нет, не зачитывал. Нет, не согласовывал. Макаров спрашивает, подчинялся ли Дейниченко Козлову? Да, подчинялся.

16:07 Макаров говорит, что будет задавать еще географические вопросы. И уточнять вопросы Кривова. Макаров спрашивает, с какой целью Дейниченко прибыл 6 мая на Болотную. Он пришел для охраны правопорядка. Время прибытия он назвать не может. Макаров обращает внимание на то, что вчера он назвал время 18:30. Адвокат спрашивает, солгал ли он суду. Макаров спрашивает, когда и какие события свидетель помнил лучше. Свидетель кипятится. Макаров просит суд разъяснить свидетелю его статус, права и обязанности.

16:05 Макаров продолжает допрашивать свидетеля о сквере и официальных границах Болотной. В итоге выяснчется, что сквер находится на Болотной площади. Свидетель кипятится и спрашивает, если мероприятие проводится в Москве, можно ли его проводить "везде". Судья просит его слушать внимательно.

16:04 Дейниченко спрашивает, если на площади есть фонтан, место ли это проведения митинга? При этом он обращается к судье. Она благожелательно улыбается и замечает, что вопрос риторический. Вопросы защиты она снимает иначе.

16:00 Мохнаткин: нормально ли, что на 5000 митингующих пришлось 1500 сотрудников силовых ведомств. Дейниченко отвечает, что норм по этому вопросу нет. Мохнаткин ссылается на большой опыт Дениченко и хочет обратиться к нему. Мохнаткин спрашивает, есть ли на карте москвы Болотны сквер? Такое понятие есть. Но возникает вопрос: "Если на площади есть памятник, на нем митинг проводится?" Дейниченко многократно спрашивает, Мохнатктна знает ли он границы Театральной площади. Макаров возражает против допроса защитника. Судья снимает вопрос Мохнаткина.

15:56 Мохнаткин спрашивает, уверен ли Дейниченко, что на каждого задержанного был рапорт. Он отвечает, что ОВД без рапорта задержанного не примут. Он ли вызывал подкрепление? Не он.

15:56 Что можно считать окончанием мероприятия? Запуск движения на ранее перекрытых улицах. А на Болотной когда все закончилось? Свидетель затрудняется ответить, т.к. люди оставались там и после окончания шествия, на что имели право. "Никаких зачисток на площади не было", — говорит он.

15:51 Борко спрашивает, кого в первую очередь задерживали, тех, кто прорывался, этих 400 человек? Их и еще тех, кто содействовал им — цеплялся за руки и форму, закрывал телом проход. Дейниченко ссылается на справки о задержании, которые он помнить не может — все можно смотреть там. Можно ли сказать, что количество нуждающихся в задержании постоянно увеличивалось? Мероприятие затянулось, надо было восстанавливать движения.

15:48 Муртазин спрашивает, почему тогда людей не выпускали? Вопрос снят. Никишина снимает еще несколько вопросов Муртазину. Он говорит, что хочет услышать ответв, т.к. это касается его клиента. Судья делает адвокату замечание за "пререкания с судом".

15:41 Судья снимает серию вопросов адвоката Муртазина о задержаниях на Болотной.

Известно ли Дейниченко, что цепочка полиции в районе прорыва сделала два шага в сторону граждан? Дейниченко об этом ничего не известно, есть руководители этих нарядов - вопрос к ним. Кто дал команду сделать эти два шага? Вопрос снят как не имеющий отношения к показаниям Дейниченко.

Были ли заранее организованы выходы для граждан, желающих покинуть митинг? Они могли выйти через любой выход в переулок, но не через рамки. Никого не держали, "как это было в 90-е годы". Уйти из шествия можно было в любой дворовой проход. Муртазин спрашивает, откуда Дейниченко взял эти данные. Тот снова сообщает о боковых выходах в переулки. Также трехметровый проход был организован справа от сцены. Можно было уйти на Лужков мост. Если бы человеку стало плохо, его выпустили бы и через рамки.

15:38 Аграновский спрашивает, что мешало сдвинуть эту цепочку. Дейниченко говорит, что люди не смогли бы пройти на Болотную, если бы цепочку сдвинули. Аграновский спрашивает, в чьих полномочиях было сдвинуть цепочку? Это мог сделать Здоренко. Но он должен был согласовать это с руководителем оперативного штаба. Аграновский просит повторить фамилию еще раз, а не ссылаться на предыдущие ответы и документы. Аграновский подчеркивает, что свидетель обязан отвечать, "а не учить его жизни". "Но повторные вопросы я буду снимать", — заметила Никишина.

15:36 Аграновский спрашивает, кто отдал приказ выстраиваться кардоном у Малого каменного моста. Он замечает, что ему больше нравится слово "кардон", а не "цепочка". Такое распоряжение отдал руководитель цепочки-наряда. Фамилии без документов он непомнит.

15:34 Пока вопросы по показаниям, ходатайства потом. Акименков просит сделать так, чтобы обвиняемым было слышно  показания свидетеля. Акименков спрашивает, будет ли Дейниченко защищать себя и других, если на него упадет лицо в форме. Вопрос отведен. Известны ли свидетелю факты разбоя сотрудников полиции. Ему лично не известны.

15:33  Заседание продолжается. 

14:24 У защиты еще много вопросов к свидетелю. Судья объявляет перерыв до 15:00.

14:22 Чанидзе спрашивает, когда и что делали митингующие с туалетами. Дейниченко ответил, что их толкали, как таран, двигали, бросали. Около 7–8 кабинок. "Соприкасались ли кабинки с сотрудниками полиции?" Свидетель отвечает, что ими таранили цепь полиции. Сведений о потерпевших от туалетов у Дейниченко нет. Адвокат спрашивает, несколькими ли кабинками ударили сотрудников полиции или одной. Ответ: "Более чем одной".

14:19 Клювгант спрашивает, кем не были допущены поджоги и погромы, митингующими? "Никем не были допущены", — отвечает свидетель.

14:16 "Каким образом митингующие нарушили движение?" — "Было нарушено время проведения акции". Клювгант спрашивает, перекрывали ли митингующие соседние улицы самостоятельно? Об этом Дейниченко неизвестно.

Клювгант хочет, чтобы свидетель пояснил, какое оружие применяли к сотрудникам полиции? "Камни, кастеты, бутылки". Клювгант подчеркивает, что это не оружие. Свидетель относит это к оружию. Клювгант просит подробнее рассказать о кастете. Дейниченко сообщает, что это видно по характеру травм. Клювгант спрашивает, медик ли он. "Нет, не медик". Конкретных сведений о применении кастета у него нет.

14:12 Клювгант спрашивает, кого именно подожгли из сотрудников полиции, о чем он говорил ранее. Дейниченко ссылается снова на материалы дела, фамилий он не знает. Клювгант спрашивает, откуда ему было известно о таком. Из непосредственного свидетельства.

Клювгант интересуется, в каком смысле свидетель употребляет термин "массовые беспорядки", в правовом или в житейском. Свидетель перечисляет, что на площади было: нападение на сотрудников с применением оружия. Клювгант спрашивает, что является для свидетеля чрезвычайными происшествиями, если не массовые беспорядки? Свидетель отвечает, что массовые беспорядки были локализованы.

14:10 Бадамшин спрашивает, как свидетель понял услышанные им призывы "пропускать". Его скандировала толпа, когда люди шли на Большой каменный мост в сторону улицы Серафимовича. "Прошел ли кто-то на Большой каменный мост?" — "Нет". — "Можно ли было вообще прорвать цепь на мосту?" Вопрос снят: свидетель, по мнению судьи, не специалист.

14:07 Бадамшин спрашивает, обладали ли сотрудники полиции любой информацией о возможных беспорядках. Дейниченко снова сообщает, что любая ситуация просчитывается заранее. Информацией, которой он обладал по своему допуску, он делится отказывается.

"Согласовывалось ли картографическое решение проведения митинга?" — "Нет, не согласовывалось. Согласовывалась только схема".

14:05 Бадамшин хочет узнать, какой оперативной информацией располагал Дейниченко и как ее реализовывал. В этой формулировке вопрос снят. Адвокат спрашивает, была ли информация об ожидаемых нарушения порядка. "Вся информация получается из оперативного штаба, резерв оперативного штаба есть всегда, он нужен для реализации внезапно возникающих задач".

Бадамшин снова задает вопрос, но его снимает судья. Она говорит, что с оперативной информацией участники заседания пока не знакомились.

14:04 Кавказский напоминает, что потерпевший сотрудник ОМОНа сообщил, что жетоны были закрыты бронежилетом. Дейниченко прокомментировать это не может.

14:03 На вопросы Савелова Дейниченко отвечает, что людей с митинга выпускали на Кадашевскую набережную, Якиманку. В сторону улицы Серафимовича выйти было нельзя.

14:01 "Вклинивались ли группы задержания в толпу?" Ответ свидетеля не слышен. Савелов спрашивает, были ли у сотрудников правоохранительных органов знаки отличия. Вопрос снят. "Сколько людей задержали?" — "Около 400".

13:59 Савелов спрашивает, были ли размещены за цепочкой еще сотрудники. Были, но сколько, Дейниченко без документов сказать не может. Савелов спрашивает, действовали ли группы задержания самостоятельно. "Они действовали по приказу руководителя групп задержания, решение о применении спецсредств они принимали сами".

13:57 Савелов задает вопрос, возможно ли было двигаться к Малому Каменному мосту против движения колонны? "До начала массовых беспорядков — да". А потом толпа сама не позволяла. Савелов спрашивает, наблюдал ли Дейниченко давку и тесноту среди митингующих. Свидетель отвечает, что видел, организованную Удальцовым. Аграновский просит разъяснить свидетелю недопустимость юридических оценок. Его слова внесены в протокол как возражение.

13:56 Акименков хочет напомнить что-то о проходивших на площадь людях, но судья его прерывает, его не слышно.

13:53 По просьбе Акименкова свидетель подтверждает показания о том, что Удальцов призывал идти в сторону Большого Каменного моста на улицу Серафимовича. Акименков спрашивает, помнит ли он об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Помнит. Акименков указывает, что свидетель сравнял ширину Большого Каменного моста и Болотной площади. Он спрашивает, какие оценки были у Дейниченко в школе по географии и геометрии. Вопросы сняты. Он спрашивает, страдает ли свидетель слабоумием. Вопрос снят. За смех из зала удаляют троих человек.

13:52 Акименков спрашивает, применялась ли когда-либо к свидетелю резиновая палка. Вопрос снят. Аналогичные вопросы про электрошокер, полицейскую перчатку с кастетом, болончик с газом также сняты.

13:51 2,5–3 тысячи человек, по мнению Дейниченко, беспрепятственно прошли на митинг. Среди них были люди с флагами.

13:50 Почему установили два ряда рамок, а не три или четыре, если "чем больше рамок, тем лучше", как свидетель говорил вчера? Ответ полковника: "Количество ограничено рамок".

13:39 Могли ли быть на площади сотрудники полиции в масках? "Не могли быть. Маски в их экипировку не входили".

13:47 С кем из организаторов митинга было согласовано количество рамок, спрашивает Кавказский. С Удальцовым, Митюшкиной, Давидисом и другими. Цепочку согласовывали с ними же. Дейниченко подчеркивает, что это стандартный атрибут. По мнению свидетеля, в феврале цепочка стояла на том же месте.

13:46 Кривов спрашивает, кто разработал такой план. Дейниченко отвечает, что в этом участвовали многие, в том числе он. Вопрос о том, кто ответственен за массовую бойню на Болотной, снят.

13:45 "Почему в цепочку поставили 18–19 человек без шлемов "Джетта" и другой экипировки, а хорошо экипированные сотрудники ОМОНа ждали в стороне, ожидая массовых беспорядков?" Дейниченко отвечает, что мероприятие было согласовано, поэтому цепочка была такой. Судья запрещает Кривову пояснить свой вопрос.

13:44 "Группа применения спецсредств имела при себе газовые балончики?" Дейниченко говорит, что их не применяли. Кривов спрашивает, почему металлические щиты не применялись на Болотной площади. Вопрос снят.

13:41 Вопросы по материальному ущербу полиции сняты. "Почему вызывали ОМОН из других регионов?" — "Привлекали дополнительные силы". Кривов спрашивает, несет ли полиция ответственность за пронос файеров. "Несет дисциплинарную ответственность".

13:40 Дейниченко сейчас руководит Центром специального назначения. Все вопросы о ЦСН сняты.

13:37 "Был ли утвержден план к моменту начала работы 4 мая в 4:00?" Вопрос снят. Вопрос о действиях полицейского в отношении пострадавшего лица снят. "Что должен сделать сотрудник полиции, если применял спецсредства, после этого?" Вопрос снят. "Есть ли в рапортах полицейских вышестоящему руководству информация о применении спецсредств?" — "В рапортах такая информация есть". В течение 48 часов сотрудник полиции должен дать рапорт о применении спецсредств, говорит Кривов.

13:35 "Когда полиция готовилась к акции?" Работа началась уже 4 мая, но план к этому не имеет отношения. Она шла по расчету сотрудников: кто болеет, кто нет, перекличка участников и т. д.

13:33 Кривов спрашивает, зачем цепочка напирала на людей, если сзади находилась огромная заасфальтированная площадь, а оттеснили их к очень близко находившемуся каналу. Вопрос снят как не имеющий отношения к показаниям свидетеля.

13:33 Граждан, получивших телесные повреждения, на площади он не видел. Медиков, выносящих граждан на носиках, он тоже не видел.

13:32 "Сможет ли он показать на видео сотрудников с жетонами?" Свидетель мнется. Назвать, где он смотрел видео в Интернете, он не может.

13:31 Броски начались одновременно с прорывом. И в это же время начались задержания. Сотрудников полиции без жетонов на Болотной площади он не видел, с жетонами — видел.

13:28 Кривов спрашивает, все ли демонстранты за цепочкой применяли силу. Дейниченко ответил, что они прорвали цепочку. Не повиновались законным требованиям полиции. "Как реагировали граждане на требования полиции?" — "Сопротивлялись, применяли оружие против сотрудников полиции". Он видел броски бутылок в сотрудников полиции. Разбивались ли они, он не видел. "Что лежало на асфальте после произошедшего?" — "Железные банки, битое стекло, камни". "Сколько надо разбить бутылок, чтобы было столько стекла?" — "Много".

13:26 "В какой последовательности задерживали прорвавшихся?" Он очень быстро читает свой ответ по бумаге. Макаров возражает против этого, просит проверить, пользовался ли свидетель "шпаргалкой". Непонятно. Но глаза при таких ответах Дейниченко опускает.

13:25 "На каком расстоянии от цепочки были задержаны граждане?" Вопрос снят. За цепочкой задержали только тех, кто прорвал цепочку. За что именно, Дейниченко не отвечает.

13:22 В 18:15–18:20 свидетель находился у цепочки. Никто из митингующих перед прорывом не обращался к нему с просьбой о переговорах. Он своими глазами видел разрыв цепочки. Кривов спрашивает, что делали те, кто прорвал цепочку. Ответ: "Те, кто прорвал цепочку, были задержаны". Что они делали в автозаках, он не знает. Прямо на вопрос Дейниченко не отвечает. Судья требует задавать следующий вопрос. На месте остались блогеры и журналисты.

13:19 "Могли ли 30 тысяч разместиться на Болотной площади без сквера?" Вопрос снят как не относящийся к показаниям. По оперативной справке, как говорит Кривов, Болотная площадь даже со сквером может вместить только 26,6 тысяч человек.

13:18 Вертолет он видел, надпись "полиция" на нем — нет. Кривов спрашивает, какую цифру дал подсчет людей, проходивших через рамки. "Восемь тысяч". Кривов спрашивает, сообщал ли Здоренко, что на момент начала митинга на площади собрались 30 тысяч человек.

13:17 Два белых фургона у сквера нужны были для информирования граждан. Автомобиль "Волна" вел видеозапись. Где она, он не знает. Автомобили были из разных подразделений, все они подчиняются начальнику главка.

13:15 Инструктаж правоохранительных сил проводил Здоренко. При инструктаже членов оперативного штаба Дейниченко присутствовал, информации о том, когда надо задерживать, там не было. О белых ленточках там ничего не говорилось. Спецсредства применяются в соответствии с законом о полиции, отвечает он на вопрос. При этом он мнется, возникает пауза.

13:13 Вопрос, зачем были палатки, если должен был быть прорыв, снова снят. Огнестрельным оружием на митинге никто не пользовался. Но были металлические заточенные предметы. Сам он не видел этого, но есть материалы об этом. Кривов указывает, что в деле их нет.

13:12 Приказ завершить митинг организаторам он не отдавал, кто его отдавал, он не знает. Кривов спрашивает, видел ли свидетель до митинга в СМИ или Интернете информацию о том, что люди хотели прорваться в районе Большого Каменного моста. Не видел, информацию об этом он получил из служебного закрытого источника.

13:10 Дейниченко сам не слышал призывов со сцены возвращаться к Малому Каменному мосту. Из рапортов он знает, что Митюшкина сообщила со сцены, что митинг закончен.

На каком основании был задержан Навальный, Дейниченко не знает. Задержания он не видел. Удальцова и Немцова задержали за нарушение общественного порядка. Сам он этого не видел, услышал об этом по средствам связи.

13:09 Пашков: "Свидетель все время ссылается на материалы дела. Но их еще не исследовали. Защитники хотят пока послушать его показания. К тому же, почему он вообще знакомился с материалами дела? Он свидетель, у него нет такого права".

13:07 Макаров говорит, что сегодня свидетель специально уклоняется от прямых вопросов, не отвечая ни да, ни нет. "Не предвзят ли он к организаторам митинга и всем присутствующим здесь людям? Он все заранее определил, заранее осудил". Этот вопрос Макаров сможет "задать позже самому свидетелю".

13:06 Кривов спрашивает, отвечал ли за всю организацию генерал-майор Козлов. Вопрос, несет ли всю ответственность за действия полиции Козлов. Вопрос снят. Кривов говорит, что не может задавать вопрос, пока ему не ответили на прошлый. Судья отвечает: "Следующий вопрос". Смех в зале.

13:04 Кривов спрашивает, видел ли Дейниченко рядом с цепочкой Сванидзе, Илью Пономарева и некоторых других лиц. Свидетель был далеко и не видел никого, кроме Ильи Пономарева. "Что тот делал?" — "Организовывал вместе с Удальцовым массовые беспорядки". Аграновский возражает: это оценка, а не показания, к тому же Пономарева еще ни в чем не обвиняют.

13:03 Судья говорит, что Макаров может потом пройтись по тем же вопросам, так как адвокат хочет помочь подзащитному.

13:02 Кривов спрашивает, стоит ли на схеме подпись Дейниченко. Вопрос снят. Кривов спрашивает, подтверждает ли Дейниченко участие в составлении схемы 4 мая. Вопрос снят. Судья требует: "Слушайте внимательно". При этом свидетель говорит почти шепотом.

13:01 Дейниченко повторяет, что на заседании 4 мая все согласовали, там присутствовал Удальцов. Наблюдатели говорят, что им не слышно. Судья требует тишины.

12:58 Кривов спрашивает, была ли на заседании 4 мая 2012 года согласована территория митинга. Он интеесуется, когда из зоны митинга исключили сквер. Он сообщает, что сквер не входил в место проведения и 4 мая. Кривов интересуется, знал ли он, что на сайте ГУВД была размещена схема, где сквер относился к зоне митинга. Знал, увидел ее он после митинга. Все вопросы о том, была ли схема верной, снимает судья.

12:57 Кривов интересуется, с какой стороны сквера находилась цепочка полиции. Вопрос снят. Макаров возражает. Прокурор перебивает. Макаров просит ее подождать. Замечание делают ему, договорить судья не дает. Макаров хотел указать на противоречие в показаниях.

12:55 Кривов перечисляет все признаки массовых беспорядков. Никаких из них, по мнению свидетеля, кроме разрушения имущества, не было. Не было нарушения движения транспорта и применения оружия, могли ли тогда сотрудники полиции применить спецсредства. Вопрос снят. Свидетель говорит Кривову, что ответ на его вопрос есть в законе о полиции: "Почитайте".

12:53 Кривов просит узнать, чем пользовался Дейниченко при своих ответах, куда он заглядывает. Судья ссылается на то, что трудновоспроизводимые данные он может читать. У него есть справка, которую он не читал вчера, в нее он и смотрит. Защита хочет ее осмотреть. Суд просит его перевернуть бумагу, "чтобы не смущать защиту".

12:52 Вопрос о том, как Дейниченко понимает массовые беспорядки. Суд считает, что он не имеет отношения к сути дела. Зал смеется.

Кривов спрашивает, считается ли масовыми беспорядками массовая драка футбольных фанатов. Вопрос снят. Кривов спрашивает, являются ли массовые беспорядки чрезвычайным происшествием. "Нет". "Часто ли они происходят в Москве?" Вопрос снят.

12:50 Свидетель Дейниченко отказывается отвечать о своем стаже работы в ГУВД, вся информация есть в деле. Кривов спрашивает, были ли выполнены задачи охраны порядка на Болотной. Свидетель говорит, что были выполнены: никого не убили, ничего не сожгли, погромов не было. Но массовые беспорядки были.

12:48 Кавказский хочет выступить с заявлением о бесчеловечных условиях содержания. "Я понимаю, что вам, наверное, скучно это слушать, но мы находимся регулярно в таких условиях". Вчера подсудимых три часа держали в автозаке, там кондиционеров нет. Обвиняемых держат в "маленьких каменных мешках", хотя рядом есть более 10 удобных боксов. Акименков хочет поддержать Кавказского, но судья его перебивает и не дает ему слово. Она требует сначала задавать вопросы свидетелям.

12:45 Макаров и Мохнаткин демонстрируют полотно с картой примерно 1,5 на 2 метра. Никишина отклоняет ходатайство: она считает, что такая карта не облегчит допрос свидетелей. Она напоминает, что в деле есть карта со всеми зданиями и даже растояниями от места до места.

12:39 Судья язвит, что, если карту изготовила защита, ее представители карту, наверное, видели. Макаров поясняет, что карту изготовила защита Кривова.

Прокурор возражает. Ей непонятно, зачем нужна эта карта. Макаров просит посмотреть карту. Остальные защитники поддерживают: так обвинение убедится, что так будет удобнее всем сторонам.

12:39 Мохнаткин сообщает, что он подготовил специальный демонстрационный план Болотной площади. Свидетелю будет удобнее отвечать на вопросы, легче будет разобраться журналистам и наблюдателям. Его изготовили члены Комитета 6 мая.

План можно будет повесить на стену, отметить на нем место, о котором говорят. Баронова говорит, что в деле есть карта, ее может распечатать каждый, ее можно передать людям в "аквариуме". Она считает карту излишней, так как она ей "эстетически не нравится". Аграновский просит посмотреть. Остальные обвиняемые и защитники ходатайство поддерживают.

12:39 На сегодня аналогичных ходатайств больше нет. Пономареву объявляют состав суда.

12:37 Суд допустил к защите Марии Бароновой правозащитника Льва Пономарева.

12:20 Суд удаляется для принятия решения.

12:18 Пономарев сообщает, что не был ни свидетелем, ни участником событий. Допрошен от также не был. Все защитники и "узники Болотной" поддерживают ходатайства. Прокурор Костюк возражает: "ну как бы" это не обязанность суда, а его право — допустить дополнительных защитников. Обвинение также сообщает, что хоть Пономарев допрошен не был, в деле есть показания, в которых на него ссылаются как на участника событий. Зал активно возражает: прокурор перепутала Льва Пономарева и Илью Пономарева.

12:17 Баронова просит суд допустить к своей защите правозащитника  Льва Пономарева.

12:16 Никишина допустила к защите Зимина его брата.

11:56 Бадамшин говорит, что у Бароновой было аналогичное ходатайство. Судья иронизирует: "О допуске Гражданова?" Ходатайство Бадамшина рассмотрят отдельно. Все защитники и подсудимые поддерживают ходатайство. Суд удаляется для принятия решения. Как и во всех аналогичных случаях, прокурор возражает.

11:56 Сегодня на заседание не смогли прийти общественные защитники Лиханова и Шаров, адвокаты Динзе, Айвазян и Самарин. Адвокат Зимина просит допустить к защите Зимина его брата Антона Гражданова.

11:55 Суд начинается снова с почти получасовым опозданием. Все подсудимые доставлены. Поддержать "узников 6 мая" пришли Ольга Романова и Петр Царьков.

Седьмое открытое заседание по делу двенадцати "узников Болотной" проходит 10 июля в Мосгорсуде. Суд намерен продолжить исследовать доказательства обвинения. Планируется возобновить прерванный допрос свидетеля. 9 июля в суд пришел первый свидетель — полковник Дмитрий Дейниченко. 6 мая 2012 года он был заместителем руководителя оперативного штаба ГУВД Москвы. Свидетель уверен в том, что на площади произошли "массовые беспорядки", но в своем рапорте в тот день он написал, что "чрезвычайных ситуаций" допущено не было.

Напомним, Владимир Акименков, Николай Кавказский и Леонид Ковязин обвиняются в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Андрей Барабанов, Ярослав Белоусов, Александра Духанина, Степан Зимин, Сергей Кривов, Денис Луцкевич, Алексей Полихович и Артем Савелов обвиняются также в применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318). Марии Бароновой предъявлено обвинение в призывах к массовым беспорядкам (часть 3 статьи 212).

Алексей Бачинский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря