Международная кризисная группа 3 февраля представила доклад "Сочи: туризм и конфликт на Кавказе", в котором исследована нынешняя обстановка в олимпийском городе и представлены прогнозы на будущее Кавказа после Игр. Докладчики рассмотрели перспективы развития и угрозы, связанные с олимпийским строительством и обеспечением безопасности Игр. По мнению исследователей, ситуация с усилением безопасности в регионе может ухудшить нарастающий с каждым годом северокавказский конфликт.

Как известно, в Сочи предприняты беспрецедентные меры безопасности. Согласно президентскому указу введены определенные зоны в городе, в которые не каждый даже житель России сможет попасть без специальных документов. Несмотря на столь жесткие меры безопасности, правозащитники смогли обнаружить некоторые угрозы, которые могут способствовать неспокойной обстановке на Олимпийских играх.

"Основные риски исходят от боевиков Имарат Кавказ. Совсем не обязательно, что террорист приедет с Кавказа, он может приехать из других регионов, представитель любой этнической группы. Угрозы также исходят от джихадистов, которые работают в одиночку или большими группами, откликнувшимися на призыв Доку Умарова сорвать Олимпиаду", — предполагает глава представительства Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

Она отметила, что для предотвращения терроризма необходимо долгосрочное и устойчивое разрешение конфликта на Северном Кавказе. Так, в Дагестане в 2010 году власти начали пробовать новые подходы для борьбы с боевиками и решения межконфессиональных конфликтов. Проводился диалог с салафитами и суфиями, начала работать комиссия по адаптации боевиков. Как отмечают правозащитники, благодаря этим мерам было зафиксировано 15-процентное снижение количества жертв от терактов. Однако в 2013 году при усилении мер безопасности при подготовке к Олимпиаде эти меры были свернуты. Комиссию закрыли, и власти решили ввести свои жесткие меры по предотвращению терроризма. Начались репрессии против салафитов, силовики стали применять так называемую коллективную ответственность, когда проводятся взрывы домов боевиков.

"Многие меры, принятые ФСБ, имеют отношение скорее к обеспечению контроля, чем безопасности. Начиная с 2010 года перед ФСБ была поставлена задача усилить меры контроля за посетителями Олимпиады. Было закуплено беспрецедентное количество видеокамер — 11 тысяч", — отметил главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов.

Он добавил, что все эти меры дополнены строгими мерами контроля при составлении списков лиц, склонных к экстремизму, в которые входят, как правило, гражданские активисты. По мнению Солдатова, сомнительно выглядит и другая мера спецслужб для обеспечения безопасности — сбор метаданных на участников и гостей Олимпийских игр. По его данным, вся информация об интернет-соединениях и звонках будет собираться в специальной базе, и эти данные будут храниться три года.

В докладе также присутствует отдельная глава, посвященная воздействию олимпийского строительства на жизнь местных жителей города Сочи и его окрестностей. С одной стороны, отмечают правозащитники, это перспектива развития, улучшенная инфраструктура, привлечение инвестиций. С другой стороны — нарушение прав рабочих, как местных так и мигрантов, многим из которых так и не выплатили зарплаты.

"Проблемы возникали и у жителей Сочи, которые работали на олимпийских стройках. Мы общались с одним из них, который сообщил нам, что за требования выплатить зарплату его арестовали и обвинили в краже со строительного объекта; чтобы получить письменное признание, его избивали, пытали и изнасиловали ломом. Полицейские объясняли ему, что если он откажется от своих требований, то все обвинения будут сняты. — рассказала исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко. — Обвинения ему так и не предъявили. При этом, когда адвокат требовал возбудить уголовное дело против полицейских, они заявили о своей невиновности и завели дело о ложном доносе".

"Мы обращались в Международный олимпийский комитет в связи с нарушениями прав рабочих, они нас слушали, но не услышали — они слепо полагались на заверения российских властей, что нарушения не происходят. Наше взаимодействие с МОК разочаровало", — посетовала исследователь Human Rights Watch Юлия Горбунова.

Вторая часть доклада отведена оценке перспектив создания туристического кластера на Северном Кавказе. Это долгосрочный и дорогостоящий госпроект. Его планируют запустить после Олимпийских игр. Как считают докладчики, успех этого проекта, особенно в республиках, которые были и остаются центрами активного вооруженного противостояния, возможен только при условии устойчивого урегулирования северокавказских конфликтов и учета интересов местных жителей. Правозащитники предлагают на первых этапах реализации проекта решить земельные споры, гарантировать трудоустройство для местных жителей и обеспечить безопасность. И если эти условия не будут выполнены, то проект лишь усугубит конфликт в ряде республик, опасаются эксперты.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter