Последняя неделя перед выборами губернаторов в 30 регионах. Крупнейшая избирательная кампания в новейшей истории страны прошла практически незамеченной. Кроме повсеместного отсутствия конкуренции говорить не о чем. В 28 случаях вместо выборов пройдут символические референдумы о продлении полномочий с результатами 70-80% "за".

Особенно странно и нелепо то, что предельно неконкурентные выборы проходят на фоне предельной консолидации народа вокруг власти. Казалось бы, промыв мозги массам агрессивной пропагандой, можно не бояться протестного голосования и позволить побороться реальной оппозиции. Казалось бы, пресловутые 84% с триумфом внесут во власть любого, на кого укажут из Кремля, и с показательным треском прокатят любого несогласного.

Но нет. Искусственно сформировав "темное большинство", власть боится на него полагаться. Одно дело апеллировать к нему как к источнику легитимности экстравагантных геополитических выходок, и совсем другое - доверить ему реальную процедуру собственной легитимизации.

По домам у телевизоров сидят сто миллионов человек, которые смотрят новости от Дмитрия Киселева и со всем соглашаются. Чтобы сформировать такое большинство, пришлось разбудить самые темные народные инстинкты: псевдо имперскую гордость, ксенофобский национализм, агрессию. Уже это был колоссальный риск, но провоцировать такое большинство к политическому действию - и вовсе безумие, прямая дорога в новый 17-й год и к своему Стрелкову в каждом дворе.

Власть злоупотребляет рисками, но далека от мыслей о самоубийстве. Власть понимает, что мнение большинства – удобный политический аргумент, но в плоскости реальной политики оно неприменимо. Что использовать такое большинство для решения реальных политических задач, в частности выборов, - все равно, что спалить дом напалмом, когда нужно всего-то разогреть тарелку супа.

Поэтому большинство, хотя оно реально существует, приходится параллельно имитировать. Поэтому все политические действия от имени большинства производятся призванными властью наемниками, и оттого выглядят коряво и фальшиво. Фальшивые политологи и журналисты. Фальшивые митинги с одинаковыми казенными плакатами (а у Кургиняна еще и в одинаковых куртках). Фальшивые "негодующие представители народа" на оппозиционных акциях – на деле обычные провокаторы. Фальшивые казаки. Фальшивые "оппозиционные" кандидаты, отобранные для участия в выборах по принципу безопасности для фаворита. И как апофеоз – фальшивые избиратели, мобилизованные за мелкие бонусы пенсионеры и бюджетники.

Параллельное формирование темного большинства и имитация его политической активности создают у власти ложные ощущения моральной правоты и легитимности. На самом деле, даже если оставить за скобками вопросы о методах формирования народного мнения, бездеятельность (или точнее – невозможность провоцирования действия) темного большинства все равно обнуляет его политические права, а имитация активности целого народа никак не может быть убедительной. И по духу, и по букве закона власть должна быть передана в руки просвещенного меньшинства, компенсирующего свою численность способностью отстаивать свои взгляды, натуральностью своих митингов и походов на выборы. Сопротивление этому процессу трансформации власти выглядит не только противозаконным, но и противоестественным, то есть в близкой перспективе обреченным.

Валерий Федотов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены