Вчера, во время программы Михаила Соколова на радио "Свобода", в которой я принимал участие, возникла интересная дискуссия с Ильей Будрайтскисом о том, допустимо ли употреблять определение "фашистский" применительно к путинскому режиму. Илья утверждал, что фашизм традиционно "выступал как реакционное движение снизу", а Путин не может быть "лидером фашистского типа", потому что пришел не из такого массового движения, не "с улиц", не из публичной политики.

Я не успел возразить Илье во время эфира, так что сделаю это здесь.

Конечно, когда Путин пришел к власти, он не был реальным публичным политиком, а его режим - фашистским. Но путинская система претерпела в ходе своего развития существенную эволюцию. К середине 2014 года Путин стал подлинным массовым лидером, причем именно фашистского образца. В будущем российскому "дуче" придется оправдывать ожидания населения, вызванные его шовинистической риторикой и агрессивными действиями. Поэтому дальнейшая фашизация его режима неизбежна.

Но и сейчас режим личной власти Путина, опирающийся на коррумпированную чиновничью олигархию, имеет многие черты фашистской диктатуры (авторитаризм, агрессивная, аннексионистская внешняя политика, господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, шовинизма и клерикализма в идеологии). От советской системы этот режим отличает, прежде всего, частная собственность на производственные ресурсы и контролируемая бюрократией, но все же рыночная экономика. А от "буржуазно-демократических" стран - отсутствие реальной представительной демократии, власть "вождя", которого невозможно сменить на выборах. Зато с фашистскими странами середины 20-го века путинский режим очень близок. Здесь я хочу оговориться, что применяю термин "фашизм" в его расширенной интерпретации, которая включает в число фашистских не только режим Муссолини в Италии, но и Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, Антонеску в Румынии, Стресснера в Парагвае и т.д. Фашизм уже давно не только самоназвание движения Муссолини, но и политологический термин, применяемый к группе родственных антидемократических систем. Я считаю, что путинский режим вполне заслужил, чтобы его включили в это малопочтенное сообщество.

Игорь Эйдман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены