Илья Горячев. Фото: Геннадий Черкасов / МК
  • 08-07-2015 (00:22)

Психотип человека в очках

Горячев: "Тихонов меня использовал как справочник по общественно-политической жизни"

update: 08-07-2015 (13:06)

В Мосгорсуде начался допрос бывшего лидера "Русского образа" Ильи Горячева, обвиняемого в создании экстремистской банды БОРН ("Боевая организация русских националистов"). Он категорически отрицает свою причастность к серии политических убийств, незаконному хранению оружия, участию и созданию неонацистской группировки.

На этой неделе в суде допросили четверых свидетелей защиты, которые длительное время общались с подсудимым. Их показания едины — Горячев не тот тип человека, который может кем-то командовать, тем более давать приказы кого-то убивать.

Так, один из свидетелей, индивидуальный предприниматель Алексей Михайлов, который совместно с Горячевым занимался мониторингом внесистемных левых, рассказал в ходе допроса, что обсуждал с прокремлевскими политиками вопросы развития общественно-патриотического движения "Русский образ". По словам свидетеля, среди этих людей были Леонид Симунин (ранее был допрошен на процессе), Алексей Митрюшин, сотрудник администрации президента Павел Карпов. "С ними обсуждалась ситуация в сообществе русских националистов. Озвучивались вопросы борьбы активной молодежи с нелегальной миграцией. Кроме того, обсуждали вопросы преступности со стороны представителей диаспор, но придерживались мнения политкорректности", — рассказал свидетель в отсутствие присяжных.

После недолгого обсуждения судья Павел Мелехин разрешил допросить Михайлова с участием коллегии. Выяснилось, что трое присяжных отказались рассматривать дело по личным обстоятельствам. Их места заняли запасные присяжные. На данный момент в коллегии осталось трое запасных и 12 основных присяжных.

По теме
НОВОСТИ

Перед ними Михайлов повторил свои показания. Он настаивал, что не стал бы общаться с Горячевым, если бы знал о его участии в БОРН. По словам свидетеля, его объединяла с подсудимым единая позиция о непринятии насилия и экстремизма. Как считает Михайлов, Горячев всегда старался не вмешиваться в какие-то громкие дела и "не педалировать" вопрос о межнациональной розни.

Прокурор Мария Семененко зачитала несколько пунктов из программы "Русского образа". Если участникам движения что-то известно о каких-либо этнических группировках или антифа-активистах, их связях и сотрудничестве с правоохранительными органами, то об этом нужно сообщить, "точная информация о враге крайне необходима, невозможно победить того, о ком ничего неизвестно".

— Это некая подстройка, возможно излишняя, под психотип нашего электората. Я согласен, что этот пункт не очень корректный, — отметил свидетель.

— Почему называете врагами представители диаспор и антифа? — спросила прокурор.

— Мне не нравится эта формулировка, согласен с вами. Эта фраза выбивается из основного контекста, поэтому вы и зацепились.

— Там знаете столько еще всего, нам есть к чему зацепиться, — дерзила Семененко.

Потом она зачитала еще несколько пунктов, в которых членам "Русского образа" рекомендовали иметь знакомых среди полицейских, "очень полезно иметь своего человека в сотовой компании", покупать оружие, в конце этой программы указано, чтобы текст документа не распространялся для широкого доступа. "Если "Русский образ" имеет легальное положение, зачем же эти рекомендации не показывать другим эту программку?" — недоумевала прокурор. Свидетель оправдал это тем, что молодым людям нравится заниматься конспирацией.

Следующими допросили политического аналитика Николая Юханова и научного руководителя Горячева Елену Гуськову. Они, как и Михайлов, не смогли ничего рассказать по тем предъявленным обвинениям, которые вменяются подсудимому. Смогли лишь дать небольшую характеристику.

"Вы производите впечатление очкарика, гуманитария, который увлекся какими-то идеями, но не более того, — так охарактеризовал Горячева свидетель Юханов. — На радикала вы не тянули".

Однако показания двух последних свидетелей присяжные не услышали. Председательствующий постановил, что их показания с участием коллегии не имеют отношения к предъявленным Горячеву обвинениям.

Четвертым свидетелем защиты выступил бывший лидер патриотического движения "Сербский образ" Младен Обрадович. Он специально приехал из Белграда для участия на процессе. Собственно в сербской столице в 2002 году и состоялось знакомство свидетеля с подсудимым.

Отметим, что по подобию сербского движения Горячев создал свой "Русский образ" — легальную националистическую организацию. БОРН, как говорилось ранее на процессе, считалось боевым крылом "Русского образа". По мнению стороны обвинения, Горячев создал эту ультрарадикальную группировку совместно с Никитой Тихоновым.

В апреле 2010 Горячев дал показания против Тихонова по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, а в декабре того же года скрылся в Сербии. По словам свидетеля Обрадовича, в 2009 году зимой он совместно с подсудимым участвовал в митинге перед украинским посольством и получается, как считает защита, не находился в Москве в день убийства Маркелова и Бабуровой.

* * *

Наконец со своими показаниями выступил Горячев. Он начал свой рассказ с того, как весной 2002 года познакомился с Тихоновым на историческом интернет-форуме. Первая их очная встреча состоялась 19 июня того же года в районе Китай-города. В 2007 году Тихонов стал соблюдать конспирацию в связи с тем, что попал в поле зрения правоохранителей после убийства антифашиста Александра Рюхина.

Затем защита внезапно попросила огласить ряд письменных доказательств. В частности, адвокаты три раза заявляли ходатайства о просмотре видео очной ставки гражданской супруги Тихонова Евгении Хасис, протокол ее допроса и другие письменные материалы. Судья трижды отклонил все эти заявления по одним и тем же основаниям — согласно УПК, эти документы не могут быть оглашены перед допросом обвиняемого.

— Давайте показания, если будут противоречия, мы огласим протоколы, — попросил судья.

— Не приказывайте мне давать показания! — усмехнулся Горячев.

Адвокаты вступили в спор с председательствующим, возмутились тем, что процесс проходит предвзято и пригрозили, что заявят отвод судье. Но Мелехин не обратил внимание на претензии защиты, попросил ему не угрожать.

Горячев продолжил. По его словам, после того как Тихонов стал соблюдать конспирацию, он всегда звонил ему с таксофона. Обычно встречались раз в месяц в районе Таганки во дворе одного из домов. Оттуда они, согласно показаниям подсудимого, неспешно прогуливались, чтобы пообщаться исключительно на исторические темы, ни о каких убийствах они не разговаривали.

"Меня воспринимали как человека в очках. Никита Александрович меня использовал как справочник по общественно-политической жизни, — уверял присяжных Горячев.

— Его физические данные превосходили мои, у меня даже был комплекс по этому поводу".

У Тихонова было несколько компаний для общения, добавил Горячев, он входил в так называемую неонацистскую группировку ОБ-88 и был скинхедом. Подсудимый неоднократно видел Тихонова с разбитыми костяшками на руках, но лишних вопросов старался не задавать и с его радикальными знакомыми стремился не контактировать.

Про убийство Маркелова и Бабуровой, как утверждает обвиняемый, он узнал из СМИ. Хотя подозревал, что Тихонов мог иметь к этому преступлению непосредственное отношение. Как признался Горячев, на сайте Lifenews он увидел кадры с места гибели Маркелова и распознал фигуру Тихонова.

— Почему вы не обратились в правоохранительные органы? — спросил Горячева адвокат Марк Фейгин.

— Он был моим другом. И я был не уверен. Если бы ко мне сотрудники обратились, я бы, наверное, рассказал.

Затем защита интересовалась, почему Горячев использует в переписке с Тихоновым приветствие 88 (отсылка к цифровому обозначению Hail Hitler!). Подсудимый не видел ничего зазорного в этом приветствии, по его мнению, это не носило никакой смысловой нагрузки.

— То есть это шутка? Вы не поклонник Гитлера? — уточнил Фейгин.

— Да, шутка, и я не являюсь поклонником Гитлера, — ответил Горячев.

В ходе допроса он также вспомнил обо всех встречах с Хасис. По словам подсудимого, лично с ней он встречался несколько раз, а ее фамилию узнал из прессы, когда ту задержали по подозрению в соучастии в убийстве Маркелова. Горячев полагает, что Хасис всегда относилась к нему отрицательно, особенно в том, что касается его дружеских отношений с ее мужем.

По словам Горячева, с Хасис он начал общаться с 2009 года, познакомился с ней в Интернете. Тогда он не подозревал, что она встречалась с Тихоновым и живет вместе с ним. Подсудимый настаивает, что с Хасис они встречались всего шесть раз и не так часто виделись, как это она говорила на допросе в суде.

Первый раз их встреча произошла у кондитерской на Старой площади, продолжает Горячев. Во второй раз они случайно столкнулись на улице, поприветствовали друг друга и разошлись. В третий раз пересеклись 12 сентября 2009 года у метро "Фрунзенская". На этой встрече присутствовали Константин Сапожников и Алексей Барановский. По словам Горячева, они обсуждали работу "Русского вердикта".

— Свидетель Михайлов в своих показаниях говорил, что "Русский вердикт" был дочерним движением "Русского образа". Это так? — спросил у Горячева адвокат Николай Полозов.

— Вначале так и было. У Барановского появилась такая идея. Я его познакомил с Лимоновым, чтобы они наладили проект по защите политзеков.

Далее Горячев вспомнил, что Хасис ему в основном писала с просьбой узнать у их соратника Егора Горшкова проведение так называемых занятий по "ОБЖ". "Вообще пару раз я видел Евгению Данииловну на этих занятиях, сам не часто посещал "ОБЖ", — отметил Горячев и подчеркнул, что сам не занимался организацией этих занятий, как утверждает Хасис, а всю инициативу брал на себя Горшков.

Последняя встреча с Хасис, продолжает Горячев, прошла в октябре 2009 года. Тогда они с ней обсуждали подготовку ролика для бизнесмена Германа Стерлингова (по некоторым данным уехал в Нагорный Карабах и распродает имущество в России — прим. Каспаров.Ru). Они планировали снять для него постановочный ролик для пропаганды легального оружия.

О том, что Хасис живет с Тихоновым, Горячев узнал потом. Подсудимый один раз предлагал финансовую помощь своему другу, но тот отказывался. Горячев отрицает показания Тихонова, когда тот на допросе заявил, что давал ему 25 тысяч рублей для личного пользования.

"Я очень педантичен, все записываю, даже трату на билетик на маршрутку", — оправдывается Горячев.

Позднее защита без участия присяжных повторно потребовала продемонстрировать видеозапись очной ставки между обвиняемым и Хасис. Судья остался непоколебим — отказал в удовлетворении ходатайства. Адвокат Полозов сделал замечание судье и назвал действия Мелехина предвзятыми, из-за чего якобы состязательность сторон не соблюдается. В итоге защита под конец дня заявила отвод судье.

"Я в отношении себя неоднократно слышал от председательствующего оскорбления. Я буду жаловаться на вас во все инстанции", — пригрозил Фейгин.

Но судья снова не согласился с доводами адвокатов и отклонил отвод. Допрос Горячева продолжится завтра, 8 июля.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря