Илья Горячев. Фото: Наталья Мущинкина / МК
  • 14-07-2015 (00:00)

БОРН идентифицирован

Судебный процесс по делу Ильи Горячева завершен, теперь решение за присяжными

update: 14-07-2015 (13:58)

В ближайшее время наступит кульминация громкого судебного процесса в отношении предполагаемого лидера БОРН ("Боевая организация русских националистов") Ильи Горячева. В ходе нескольких последних заседаний скорость рассмотрения дела в Мосгорсуде стремительно возросла. На прошлой неделе допросили подсудимого, потеряли присяжного и через день его нашли. 13 июля за один день участники процесса успели выступить в прениях, а Горячев сказал свое последнее слово. Итог всего процесса подведут присяжные — за ними вердикт.

По версии обвинения, именно Горячев создал националистическое движение "Русский образ" и его боевое крыло — БОРН, чтобы шантажировать власть и таким образом захватить ее. Главным его помощником и другом был Никита Тихонов, осужденный на пожизненный срок за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой и за участие в БОРН. Его девушка Евгения Хасис (осуждена на 18 лет за соучастие в аналогичном преступлении) знала обо всех преступлениях банды и в суде дала показания против Горячева. Также, по данным следствия, в группировку входили Алексей Коршунов, погибший при подрыве гранаты, Александр Паринов, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев и Юрий Тихомиров.

Под самый конец рассмотрения дела у каждого из участников процесса нервы стали сдавать — адвокаты и судья кричат друг на друга, в зале ор, одна из сторон заявляет замечание на действие председательствующего. Звучит ходатайство защиты об отводе судьи — второе за процесс. Присяжные не успевают зайти в зал, как их снова просят выйти. На прошлой неделе, 9 июля, защитники также пытались вывести из дела одного из присяжных, который внезапно пропал на весь день.

"Данный присяжный не может продолжать рассмотрение. Вполне возможно он мог собирать информацию на участников, может быть общался с прокурором. Доверия к этому присяжному нет", — протестовал адвокат Николай Полозов и заявил отвод присяжному. Однако судья отклонил ходатайство защиты, пояснив, что присяжный отсутствовал по уважительной причине — весь день находился в медицинском учреждении.

По теме
НОВОСТИ

На этом допрос Горячева продолжили. Он продолжает настаивать на своей невиновности и придерживается тактики полного отрицания. Запас свидетелей у защиты закончился, они поголовно уверены в невиновности подсудимого, а "если бы знали, что Горячев имеет отношение к БОРН, то прекратили общение с ним". Под конец допроса адвокаты просят своего подзащитного прокомментировать ряд неоднозначных моментов из его переписки с Тихоновым и Хасис.

— Вы пишете: "Братва дико вооружилась, дом набит оружием". Что это за оружие? — спрашивает Полозов.

— Это легальное оружие, травматическое, — настаивает Горячев. — Во время конфликта с Blood and Honour мы на двух автобусах ездили в Ростов. Там ничего не произошло, мы вернулись, и ребята оставили у меня травматическое оружие, чтобы не ездить с ним в метро.

Потом Полозов огласил переписку между enotov46 (ник Горячева) и biatris (ник его матери).

enotov46: К сожалению, не выстрелил. Стыдно за это.

biatris: Я вообще не хочу говорить об этом. Оставь в покое мою семью. Решай свои проблемы. Ты взрослый мужик.

enotov46: Выключи этот тон. Он бесит меня.

biatris: Я тебе скажу, что тебе нужно заниматься спортом, чтобы нормализовать свой гормональный баланс, или трахаться. Тогда голова станет на место, и ты сможешь разобраться в этой ситуации.

Горячев пояснил, что он наставлял травматический пистолет "Оса" на своего отчима, но не выстрелил.

— Вы предлагали кому-то вступить в БОРН? — продолжала допрос защита.

— БОРН — это виртуальная организация. Я не мог предлагать вступить в то, чего нет.

— Вы сдавали деньги для существования "Русского образа"?

— Да, я должен был подать пример.

— "Русский образ" был подпольной организацией? — спросил адвокат Марк Фейгин.

— Мы были публичные, это было мое требование. Деятельность была прозрачной, мы всегда тщательно проверяли кандидатов, мало ли чем они занимались.

Закончился допрос Горячева неожиданным для него поворотом — обвинение представило фрагменты из переписки по ICQ подсудимого с его бывшей девушкой Еленой Сергеевной и депутатом Курьяновичем. Адвокат и его подзащитный явно не знали об этом доказательстве и заметно нервничали.

"Вот бы автономную ячейку отправить — Европа содрогнулась. Пройтись по адресам шавок, расчленить в ванне и в фарш, а фарш — в унитаз смыть". Это ваши слова? — спросила прокурор Мария Семененко.

— Я не помню такого, я такого не говорил! — воскликнул Горячев.

— Этот номер ICQ ранее мы исследовали на заседании, когда читали разговоры с Хасис. И тогда он был ваш, — парировала прокурор Семененко. И продолжила читать куски из переписки с Еленой Сергеевной:

"Горячев: Я сейчас отменил боевую операцию после нашего разговора. После Новоросса я сам не свой".

— Это касается моей личной жизни! Операция имелась виду, что я собирался ехать за ней в Новороссийск и забирать ее, она сказала, что хочет от меня детей, но поездку пришлось отменить, — объяснил Горячев.

"Расскажу, как делать листовки. Надо писать от имени пиковых "Убивай белых!" или "Режь русских", это работает. Если все будет хорошо, чувствую в себе силы строить четвертый рейх", — с выражением прочла отрывок переписки прокурор.

— Рейх — это всего лишь империя. Елена Сергеевна была очарована скинхедами и ей было приятно говорить на этом языке, — оправдывался подсудимый.

Прокурор продолжает: "Горячев: Со мной раз в три недели пьет кофе эфэсбэшник, который хочет меня посадить. Его задача меня подловить, а моя — не измениться в лице, такая игра брейн-ринг. Мне из АП (администрация президента) звонят, что знают, что я могу быть ко многому причастен. А я должен твердым голосом сказать, что ничего не знаю. Даже если они знают и одобряют. Игра такая. Твой будущий муж — политик и создаст ультраправую партию. <…> У меня в окружении половина людей, которые кого-то убивали. Я тебя познакомлю с настоящим подпольем, тебе понравится. Только Лена, прошу тебя, удали историю переписки, когда договорим".

Примечательно, что Горячев не воспользовался собственным советом и переписку не удалил.

— А какое у вас лично отношение к убийствам Маркелова, Филатова и других? — завершил допрос судья Павел Мелехин.

— Любая гибель человека — это трагедия. Если бы была возможность заново прожить 2006 год, я бы прервал общение с Никитой, — ответил Горячев.

* * *

13 июля судебное следствие завершилось. Стороны выступили в прениях. Первым за трибуну встала прокурор Семененко. Она перечислила все инкриминируемые статьи, которые вменяются Горячеву — "Организация экстремистского сообщества" (ч.1 ст.282.1), "Создание банды" (ч.1 ст.209), "Незаконный оборот оружия" (ч.3 ст.222) и "Умышленное убийство" (ч.2 ст.105, п. "а", "ж", "з", "л") пятерых человек по идеологическим мотивам и национальной вражде: антифашистов Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, адвоката Маркелова, мигранта Салахиддина Азизова и члена группировки "Черные ястребы" Расула Халилова.

Обвинитель напомнила, что предварительное расследование велось совместно с журналистами "Новой газеты". Так, заместитель главного редактора этого издания Сергей Соколов предоставил следствию фото, на котором некий молодой человек вел слежку за Маркеловым у Независимого пресс-центра. Позднее окажется, что на снимке был Коршунов.

Прокурор также рассказала, что первыми в поле зрения следствия попали Тихонов и Хасис. В ходе прослушки их квартиры было установлено, что они обсуждали деятельность "Русского образа" и БОРН, говорили о неком "студенте" (прозвище Горячева — прим. Каспаров.Ru). Семененко привела пример их разговора:

Хасис: Тебе больше всех надо всегда впрягаться за "Русский образ".

Тихонов: Я хочу показать Илюше, что мне не все равно.

В ноябре 2009 года их задерживают и предъявляют обвинения в убийстве Маркелова и Бабуровой. Тогда же Горячев сдаст Тихонова.

"Он давал показания скромно, умолчав о себе", — добавила прокурор.

Она особое внимание уделила переписке по ICQ. Напомнила разговор Хасис и Горячева, где они упомянули о БОРН. "Горячев не переспрашивает ее, что такое БОРН, а утверждает и соглашается, что это боевое подполье и давно рассказал о банде своей девушке", — подметила прокурор.

В переписке Горячев также писал своей девушке, что Хасис продала квартиру и отдала эти деньги на некое "общее дело". "Если деньги не были переданы "Русскому образу", что это за "общее дело"? Значит эти деньги пошли на БОРН", — уверено обвинение.

Кроме того, как говорит Семененко, Горячев не раз признавался Хасис, что он "гитлерист, а народ — дерьмо". "Никто из нацистов народ не любит, а если и говорит, что любят, то это они кривят", — зачитала переписку прокурор.

— Мы видим, кто он [Горячев] на самом деле и что из себя представляет. Он циничен и хладнокровен. Он хочет прийти во власть и захватить ее, — считает Семененко.

Довод подсудимого, что он не занимался ничем незаконным и просто проводил мониторинги для АП, не состоятелен. Обвинение полагает, что Горячев с защитой специально "пускают глаза пыль". "Я столько не слышала упоминаний об АП, как на этом процессе", — усмехнулась прокурор.

Она настаивает, что вина Горячева подтверждается не только показаниями Тихонова и Хасис, но и многими другими материалами и вещественными доказательствами.

"БОРН идентифицирован — это Горячев", — заявила прокурор.

По ее словам, очень редко происходит, когда на процессе удается показать прямые доказательства, обычно есть косвенные. Семененко привела пример для присяжных и разъяснила: "Представьте себе, вы сидите ночью у окна, и нет снега. Вы легли спать, проснулись и увидели, что на улице снег лежит. Но вы не видели, как он шел, но вы можете сделать вывод, что он шел. Так и здесь.

Горячев создал банду под вывеской "Русского образа", создал БОРН и убил пять человек. То, что он сам не нажимал на курок и не резал ножом, не говорит о том, что он непричастен. Это все есть в переписке".

"Отвечая на вопросы на основании представленных доказательств, у вас будет один ответ — Горячев виновен, Горячев причастен и не достоин снисхождения", — закончила прокурор.

Следующей выступила потерпевшая мама Илья Джапаридзе Донара.

— Я хотела бы знать от господина Горячева, чем провинился Илюша? Что он был грузином? — женщина еле сдерживала слезы. — Илюша родился и жил в России. Я его воспитывала, что все люди братья и должны жить в мире… Сейчас он [Горячев] сидит ухмыляется и записывает что-то…

— Мой сын никого не убивал! Она врет! Мой сын никому не давал никаких приказов! — закричала мать Горячева Наталья Никифорова. В зале крики, судья попытался всех успокоить. Приставы тут же вывели из зала Никифорову.

"Это самое страшное, что не только руками убивают, а головой и хладнокровно", — не выдержала Джапаридзе и расплакалась.

Горячев свое выступление в прениях начал с того, что указал на "неточности", которые, по его мнению, допустило обвинение. По мнению подсудимого, Тихонов не признавал свою вину, не давал признательных показаний и оговорил его. Памятка сторонника "Русского образа" вовсе не памятка, а личные записи Тихонова, и никакого отношения не имеют к делу. В переписке с Хасис, как утверждает Горячев, он вел разговор про "Русский образ" и про другие националистические организации, в то время таких брендов, как БОРН, было около десяти. "Теперь по поводу Хасис, продавшей квартиру ради движения БОРН. Движение — имелось виду вся совокупность правых организаций, и мы тогда полагали, что Евгения Данииловна деньги потратила на такие нужды", — пояснил подсудимый.

— Я считаю себя политиком… — попытался закончить Горячев.

— Вы опять о политике? Вы не политик, вы подсудимый, — прервал судья.

Следом выступили защитники. По их мнению, убийства Филатова и Джапаридзе — это внутрисубкультурные разборки. И все доказательства обвинения — показания Тихонова-Хасис и переписка — ни о чем не говорят, "это одни лишь домыслы обвинения". Кроме того, отметили адвокаты, вина в хранении незаконного оружия вовсе ничем не подтверждена — показания Тихонова и Хасис разнятся в том, когда у Горячева дома хранилось оружие. Также Полозов уверен, что у подсудимого не было никакой банды, наоборот, у Коршунова и Тихонова были свои группировки и подельники.

"По всем пунктам, предъявленным Горячеву, прошу оправдать", — заключил Полозов.

Наконец, с последним словом выступил Горячев. Он настаивает, что предъявленные обвинения базируются на противоречивых показаниях, а цитаты из переписки в скайпе и ICQ вырваны из контекста и имеют совсем иное значение.

"Да, я плакался в жилетку Хасис, слушал ее советы. Елена Сергеевна находилась в очаровании и романтизме субкультуры третьего рейха", — сказал Горячев.

Он уверенно заявил, что если кто-то считает его виновным в создании "Русского образа", о чем сейчас говорят все федеральные каналы, он будет этим горд.

"Я отказался играть в игры патриотов и жду вердикта народа, — подсудимый обратился к присяжным. — Хочу вам напомнить о презумпции невиновности и прошу вынести справедливое решение. Да поможет вам Бог".

На следующем заседании коллегии предстоит ответить на 26 вопросов о доказанности вины подсудимого по всем четырем статьям и о том, заслуживает ли он снисхождения.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter