С одной стороны, Навальный дал Кремлю шанс, начав самое серьезное расследование ФБК (наверняка - не последнее) с самого простого случая. Ведь старший Чайка - не питерский, не из КГБ, не с юрфака ЛГУ. Короче - далеко не самый свой. Сдать его было легче других.

С другой стороны - интереснее. Скорее всего, это не было частью заранее продуманного плана, но сначала Навальный добился того, что любая положительная реакция власти на разоблачения Навального была бы унизительна для Кремля и возвеличивала Навального с точки зрения того же Кремля. Поэтому ожидать какой-либо иной реакции на разоблачение было бы наивно.

Помимо этих двух сторон существует и третья - совсем перпендикулярная двум первым. Наша власть обладает реакциями инфузории-туфельки - только на непосредственную угрозу; все, что простирается дальше во времени, находится за пределами их интеллектуального горизонта. А за этим горизонтом - вот что.

Первое. Теперь невозможно ожидать каких-либо позитивных реакций на любые следующие разоблачения, даже еще более мерзкие. А предела их мерзости нам не разглядеть.

Второе. Они ведь орудуют не только в России, но и за ее пределами. Значит, будут расследования за этими пределами. Они там неравнодушны к любым формам отмывания денег, а безвкусные пятизвездочные гостиницы - это пока цветочки. И результаты этих расследований будут чреваты последствиями более серьезными, чем нынешние западные санкции.

Третье. Будет стремительно нарастать уже давно ясный контраст между безнаказанностью для своих и квазиправовым террором для остальных. И этот контраст будет покруче имущественного расслоения, и его не скрыть, он будет просачиваться в щели обыденной коммуникации и разрушать искусственную веру в режим и Путина.

Короче. Кремль упустил шанс немного продлить свою агонию и, напротив, резко ускорил ее.

Может быть, у Путина где-нибудь и висит портрет Андропова. Но первый также далек от второго, как Серый волк из сказки "Красная шапочка" от папы Карло из одноименной сказки "Приключения Буратино или Золотой ключик".

Георгий Сатаров

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены