В этот раз наш путь лежал в столицу Сибири, географический центр России — Новосибирск, город, известный политическими скандалами. Рязанская, Мордовская, Ульяновская, Самарская,Татарстан, Башкортостан, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская области и республики встречали нас. Три тысячи пятьсот километров на попутных машинах, в основном с дальнобойщиками. В пути: легенды о бандитизме девяностых, наглядная коррупция при ремонте трасс, разговоры о "Новороссии" и тяжелой работе водителя. Богатство и нищета регионов. В финале — как же живет Новосибирск.

К Волге

В Коломне городской транспорт не ходил после одиннадцати вечера. Мы с фотографом Марией Катынской, нагруженные рюкзаками, несколько часов ломали голову, как выбраться на трассу М-5. В итоге к обеду нового дня мы уже шли пешком к Волге, в городе, старое имя которого — Симбирск. С этого и началась наша почти двухмесячная сибирская экспедиция.

Тот, кто думает, что познакомиться с Россией (настоящей, а не той стабильной и крикливой клюквой, что подается на федеральных каналах) можно, съездив из пункта "А" в пункт "Б", ошибается. Он увидит калейдоскоп заправок с иголочки — "Лукойл", "Роснефть", "Газпром". Толстые гаишники, заборы промзон, поля. Города в основном ограждены объездными кольцами. Автостоп же помотал нас причудливыми маршрутами, пересекая с различными людьми провинции, чаще общительными и критичными.

На трассе распространено два типа водителей: те, кто с радостью покидает Москву, и те, кто стремится в Подмосковье из регионов, считая, что сбрасывает груз забот с шеи. "Что мне там делать? Квартплата ползарплаты съедает. Климат паршивый. Даже кафе, чтобы нормально и не дорого поесть, не найти", — подвел итоги двухлетнего покорения Москвы дальнобойщик из Омска. А вот житель пригорода Ульяновска Александр ехал с Подмосковья, где только что купил квартиру. С Поволжьем он прощался из-за зашкаливающего влияния мафии, засилья гопоты и наглости чиновников: "По-моему, у вас чиновники больше делают для маленького человека и бандиты не живут в каждом доме". В молодости Александр сам был гангстером, как и многие парни на его улице.

В Мордовии ничего интересного. Дождливая погода, бесконечные холмы и дачи чуть ли не из фанеры. "Это чтобы когда разворуют — не жалеть. Молодняк обчищает дачи методично. Даже если работа есть", — рассказал собеседник.

Когда-то губернатором Ульяновской области был генерал Владимир Шаманов. Один из успешнейших военачальников чеченских войн, любимый бойцами, не оставил в регионе теплых чувств. "Возможно, он был хорошим человеком для нашей армии, но областью руководил как пахан. Воровал и отжимал. Особенно делянки лесные", — вспоминал Александр. Также одной из забав ульяновских управленцев и предпринимателей, близких к власти, было сперва банкротить заводы, а потом вновь их открывать.

Казнокрадство в области было видно невооруженным взглядом. После пересечения границы с Мордовией автодорога Р-178 битая, аварийные участки латаются годами. Бетонная перегородка, одностороннее движение и ни следа рабочих. В областном центре нас немилосердно трясло в автобусах. Симбирцы были приветливы и гордились городом.

Ульяновск — шестисоттысячный город, изнывающий от жары летом, построенный по обеим берегам Волги с минимумом доступа к грандиозной реке. До ближайшего пляжа с остановки мы шли полтора часа, минуя погрязший в антисанитарии цыганский поселок. Пляж обрамляли заросли вкуснейшей облепихи, до которой отдыхающим не было дела, и невообразимые кучи мусора. Там и тут восседали у мангалов "ровные пацаны" зрелого возраста. "Эй, ты откуда? Ты меня уважаешь? Кто по жизни?" — попытался завести разговор пьяный мужчина, украшенный золотыми цепями, перстнями и блатными татуировками.

"Портится река. Когда подростком был — кружкой зачерпну и пью, теперь не советую", — отозвался о Волге-матушке ульяновец. Река цвела зелеными водорослями, течение было еле заметно. Еще она медленно пересыхает, а в прибрежной зоне исчезают мелкие реки и ручьи и без того редкие. Вода цвета мела из колодца в сельском секторе отдавала известью. Аукнулись эксперименты СССР над Волгой.

Расставшись с Симбирском, мы отправились к Самаре, откуда дорога должна была вывести на федеральную дорогу М-5 "Урал". Пейзаж изменился на более симпатичный, лесистый. Появились татарские села. Самарская область жила по законам силовиков. "Рынки, магазины — или менты держат, или налогами обложили", — злился водитель грузовичка, на прощание пожелавший не застревать в сергиевском районе.

Дальнобойщики

Оставив за спиной самарские края, мы ехали до Новосибирска на одних фурах. За ночь мы пересекли клинья Татарии и Оренбургской области и очутились в нефтяном регионе Башкирии. В Татарии в кафе подавали чаще восточные блюда, а на трассе открыто работали проститутки: по словам дальнобойщиков, многие из них находятся в альянсе с полицейскими. Сотрудники объявляются после интимного сеанса и требуют 30-50 тысяч рублей, иначе — уголовное дело по статье "изнасилование". "Молодняк, бывает, ведется", подытожил дальнобойщик, когда-то призванный в армию из Абхазии, искавший себя в Москве и Заполярье, осевший в итоге в Рязани и жалеющий о годах, "отнятых столицей".

Попадая в Башкирию, было забавно проехать по мосту через реку Ик когда колеса фуры коснулись восточного берега, часы пришлось переводить на два часа вперед. Как шутят местные самый длинный мост. Дальше нас ждала Азия, Уральский хребет и трассы юго-западной Сибири федерального значения, но в аварийном состоянии.

Путешествие автостопом по исторической части России навевает скуку. Хочется наконец перевалить рубеж, почувствовать оторванность от старого мира. Для меня это Урал. Отсюда начинает ощущаться безграничность и многообразие России, и особенно противоестественности Москвы, наконец-то далекой. Меняется всё: люди, виды из окна, палатки на бивуаке. Падают цены в придорожных кафе, чай с толстой мясной булочкой обойдется в полтинник, полноценный обед в две сотни. Такая вот лирика.

Возле Сима нас подобрал новосибирский дальнобойщик Васильевич. Жизнерадостный, уже в годах, он не уходил на покой и неделями колесил по стране. Разменявший четыре десятка лет за рулем, в девяностые Васильевич отправлял в кювет бандитские легковушки, пытавшиеся подрезать его ради грабежа. По его словам, криминал на трассе ушел в прошлое. Почти. Мелкий рэкет все еще сохранился кое-где, как в Оренбургской и Челябинской областях, где "просят" за проезд. "Иногда фуры грабят, бывает, пропадают с концами. И с водителями", — уточнил он.

В большегрузе новосибирца мы миновали красивые серпантины Уральских гор, периодически собирающие обильные человеческие жертвы в ДТП, объехали промышленный гигант Челябинск и по степи прибыли в Курган. Был День ВДВ, 2 августа, дальнобойщики поздравляли друг друга по рациям и поносили еле двигающиеся "арбузные" фуры с 05 региона. Дагестанцы, их именовали "Арбуз логистик", шли на тихоходных КамАЗах с перегрузом. "Эй, ты, полосу освободи! Что еле тащишься? Поди намаз читаешь в кабине? Сколько раз прочел?" — трещали рации. В сезон арбузов на российских дорогах заторы, в курганской области, где покрытие дышит на ладан, скорость падает до 50 км/час.

За Курганом ждала Сибирь. Дремучая тайга отсутствовала. Буреломы были далеко на севере, ближе к Тюмени, и на востоке, за Обью, у Кемерово. Нам предстояло пересечь Ишимскую равнину: смесь болот, озер, полей, покрытых камышами, и рек с водой цвета глины. Плюс березовые лески и холодные ночные туманы. Городки, построенные на болотистой почве, где на обочинах дорог липнет к обуви грязь, пока ее не высушит солнце. Поля, где не хочется разбивать палатку, чтобы не "утонуть" в грязи. Атмосфера специфичная, но далекая от Сибири, таежный образ которой устоялся в сознании.

От Кургана до Новосибирска мы ехали полтора суток с пензенским дальнобойщиком Евгением — правда, с перерывом. Женя стал водителем-дальнобойщиком в 18 лет. Мать из правоохранительных органов предлагала сыну устроить карьеру следователя, но он не пошел. Уклонялся от армии, сколько мог, попал в итоге в спецчасть, дислоцировавшуюся в Приморском крае. Теперь бывал в Пензе несколько раз в месяц, зарабатывал на свой дом. В день старался проехать больше тысячи километров. Некоторые грузы требовалось отвести с точностью до часа: "Пенза — Петербург, свежомороженная курятина, 1350 километров, останавливаться нельзя. Ешь сухое кофе, куришь пачку за пачкой, литрами энергетики пьешь. Добираешься в трансе каком-то. В итоге плюнул и уволился". Водитель спал по 5 часов в сутки, паркуясь на стоянках глубокой ночью: "Не на каждой встанешь. Только на тех, что огорожены нормально, где охрана есть. Ночью есть шанс, что фуру вскроют и обнесут". В прошлом рейсе его ограбили в Воронеже молодые налетчики-наркоманы прямо на заправке. Разбили голову и утащили из кабины полторы тысячи рублей.

Как и абсолютное большинство дальнобойщиков, Евгений был абстрагирован от политики. Считал, что НАТО, по-факту деградировавшее как военная структура, угрожает России, а в Кремле и Госдуме "сидят воры-буржуи". Один его земляк, офицер, подписавшийся на контракт в вооруженные силы, периодически нанимался Минобороной в Донбасс. "Капнет на карточку двести тысяч, и он едет. Там особенно не рискует. В основном в тылу находится", — обмолвился водитель.

Степи и дороги

Пока мы стремились навстречу новым восходам солнца, трасса менялась. Федералка "Урал" завершается в Челябинске. Ее логическое продолжение до Новосибирска — автодорога М-51 "Иртыш", у Кургана пересекающая Казахстан. "Казахские гаишники — вымогатели. Даже если они русские, северный Казахстан — это русский юг Сибири, отжатый коммунистами. Противно там ездить", — обычно комментировали водители и поворачивали на тюменское село Бердюжье и на Ишим. Трасса — ответвление "Иртыша", но что это было за полотно! "Дорога жизни" державного значения, артерия грузопотока, а в простонародье "проклятая" на 18-километровом участке Бердюжье-Пеганово. В прошлом году мы там были — большегрузы ползли, делая десять километров в час. Асфальта не было: глубокая колея, грунтовка, разнесенный щебень. После дождя трасса вставала. В октябре 2014 года ее под фанфары "Единой России" наконец-то закидали третьесортным асфальтом. Водители вздохнули с облегчением.

Впрочем, и остальные 350 километров до Омской области были жутковаты: яма на яме. Ремонтники не спешили, сдирали полотно и клали новое, чтобы через год оно пришло в негодность. Такая картина была, например, у села Абатское, наследнике форта 17 века, тоскливо стоявшем подле грязного Ишима в окружении степей да болот. Тюменская область, изобилующая нефтью, имеет свой взгляд на бюджет, растрачиваемый в основном на областной центр.

Омская область была повеселее. Дороги улучшились, но сам Омск не произвел впечатления. Продуваемый степными ветрами промышленный город на равнине с характерным запахом на окраинах. Местные считают, что неприлично коррумпированный. Правозащитники отмечают омские зоны — одни из самых жестоких в стране. "Там такие вилы, смерти захочется", — говорил мне один нацбол. Иртыш — река не грязная, есть пляжи.

Барабинские степи — шесть сотен последних километров до Новосибирска, откуда мы уедем только в середине сентября. Березовые колки, огромные озера, охотничье раздолье. Демонстрация промышленного роста Новосибирска: к трехполостному шоссе строят параллельно еще одно полотно. Кафе в русском стиле с часовнями в придачу. Невольно задумываешься — люди выстояли в условиях "закошмаривания" мелкого предпринимательства властями, не задирают цены, добротно готовят и одновременно стремятся городить для себя средневековую архаику.

Центр России

Новосибирск — 50 километров в диаметре, двухмиллионная городская агломерация, метрополитен, признанная столица Сибири, центр России, порт на Оби. Красивая застройка, исторические кварталы, широкие тротуары. Лесные массивы в городе, недоступная москвичу чистота воздуха. Длинная и морозная зима и короткое, но жаркое лето родили поговорку: "новосибирцу нужны из одежды только шуба и шорты". Высокая доля работников интеллектуального труда и промышленных рабочих. Академгородок. Достойная зарплата и карьера в городе, ради которых в него стремятся сибиряки. "Магаданская область — это, конечно, круто. Сурово. Красиво. Летаю туда на охоту и рыбалку. Но мои дети не должны жить в Приполярье. Магадан обречен стать городом сезонных рабочих. Новосибирск дал мне высшее образование, работу, лето здесь лето, а зима — зима", — размышлял о причинах переезда инженер-строитель Александр, когда я возвращался с Алтая через месяц.

Новосибирск выделяется на фоне российских городов — тоскливо вымирающих спальных придатков огромных промзон или полных новостроя поселений без исторического лица, словно кусочек урбанистической цивилизации в малонаселенной Сибири.

Новосибирск — это еще и определенные политические свободы, ныне ограничиваемые органами власти. Уже не разрешаемая массовая "Монстрация", "Русские марши" — еще недавно тысячные, скатившиеся в психопатический выход горстки маргиналов "за Новороссию". Нападения на оппозицию здесь пошли в ход относительно недавно. В чем-то силовики были "терпимее" чем в Москве, не укладывая несогласных ОМОНом в асфальт.

Отличительная черта регионов — отсутствие политики и нахождение рычагов власти у "Единой России". Но за Новосибирск серьезно конкурировала КПРФ. Мэром стал в 2014 году зюгановец Анатолий Локоть. До него, как рассказал активист "Национал-большевистcкой платформы" и бывший политзаключенный Вячеслав Русаков, правил Юрченко: "Ставленник Москвы, в местных элитных кругах он имел мало поддержки. Против него боролась объединенная оппозиция — и либералы, и националисты, но рулила всем КПРФ. Он же поддержал клан номенклатуры Толоконского-Городецкого. Совместными усилиями Юрченко убрали, кланы были побеждены, оппозиция благодаря взаимодействию получила своего мэра".

Локоть своеобразно отблагодарил активистов: "Начал доказывать, что он не оппозиционер и поддерживает политику Путина больше, чем само ЕдРо. С "бандеровцами" боролся, за Крымнаш, против Навального. Теперь в оппозиции к нему либералы и часть внесистемных националистов, но их поддержка в народе невелика, выборы не выиграют, даже если до них и допустят". Выборы Совета депутатов 13 сентября 2015 дали по 34 процента и партии власти, и КПРФ. Вполне искренняя поддержка "коммунистов" в народе, не озабоченном вопросами большой политики, бросалась мне в глаза. Плакаты единороссов портили жители, рисовали на них свастики и слово "воры". Как говорили — "путиноиды слишком хищные".

Задержавшись надолго в Новосибирске, я бродил по книжным магазинам. Найти литературу про историю русских Сибири и местных народов не удалось. Это с учетом туристического Алтая под боком. Зато в изобилии были представлены стеллажи с кричащими корешками: "Борцы за Новороссию", "Против бандеровской хунты", "Карать карателей". Еще в разделе "лучшая книга" красовалась графомания Н. Старикова.

Полсотни новосибирцев воевало за антиукраинских сепаратистов. Ультраправые, красно-коричневые и даже два члена КПРФ в бригаде "Призрак". Неизвестное число военнослужащих, по слухам, нанялось для интервенции. "Потери небольшие, но ополченцы озверели, после Дебальцева видели расстрелы пленных ВСУшников", — пересказал знакомый беседу с "отпускником". Поначалу вернувшихся с Донбасса били националисты. Так, был жестоко атакован Александр Марчук из "Другой России". Помощь ЛНР/ДНР курирует Ростислав Антонов из "Национал-демократической партии" и, как шутят оппозиционеры, "помощник ЦПЭ" Роман Быков из дружины "Северный волк".

Далеко на север от Новосибирска раскинулись мало тронутые человеком тайга и тундра с их нефтью и газом. Таинственные и малодоступные края. Южнее расположилось Обское водохранилище, прозванное "морем". Любимое место пляжного отдыха для местных: по берегам красивые боры и заросли облепихи, чистейший мелкий песок, никакого ила и прозрачная вода. Классический южный курорт, но без отелей. Даже не верилось, что такое есть в Сибири. Но стоило отойти немного от воды, как становилось противно от куч экскрементов и мусора. На юго-востоке лежал Горный Алтай, притягивающий вольных путешественников, куда мы и направились — отдохнуть от России.

Максим Собеский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

18.01.2016,
Мария Катынская