В психологии известен феномен одичавших детей, то есть малышей, которых воспитывали животные, или живших в изоляции. Если ребенок первые 3-5 лет не общался с людьми, то ему будет трудно, а то и невозможно освоить человеческий язык, научиться прямо ходить и осмысленно общаться с другими людьми. Одним словом, реальные "маугли" сильно отличаются от героя чудесной сказки Киплинга.

В программе "Политика", которая вышла 29.06.2016 на Первом канале, несколько взрослых людей пытались установить контакт с целой стаей "маугли". Как и ожидалось, у них ничего не вышло. Темой разговора, который вел Петр Толстой, был Брексит и его последствия. С первых минут передачи Петр Толстой заявил, что его очень волнуют ценности. И уточнил на всякий случай: европейские ценности. Видимо, для того, чтобы кто-то не решил, что Толстой интересуется содержимым карманов присутствующих в студии.

Первым дал справку о европейских ценностях депутат Железняк, который был краток и категоричен. "Нет никаких европейских ценностей – это все ерунда", - объявил депутат Железняк. "Когда говорят о европейских ценностях, хотят сказать "христианские", но стесняются", - разоблачил депутат Железняк двуличие евроинтреграторов.

Декан Третьяков был более суров и дал всем этим "европейским ценностям" решительную отповедь. Он начал издалека, с истории человечества. "Народы", - объяснил декан Третьяков, - "живут тысячелетиями. А у союзов срок жизни – 50 лет. СССР жил 74 года". И тут декан Третьяков уже прямо стал допрашивать присутствующих в студии европейцев: "Почему вы думаете, что если Советский Союз распался, то вам это не грозит?".

Поскольку европейцы испуганно молчали, декан Третьяков приступил уже непосредственно к европейским ценностям и немедленно обнаружил их полное ничтожество и мерзость. "Какие европейские ценности?", - допрашивал декан Третьяков притихшую аудиторию. – "Вы добились, чтобы гей-парады шли по всему миру?! Что там еще у вас? Размер огурцов?". 

Поскольку все присутствующие явно были не готовы принять в качестве ценностей гей-парады и молча осудили размер европейских огурцов, декан Третьяков решил, что с европейскими ценностями покончено и приступил к критике европейской внешней политики: "Все последние годы вы боретесь с Россией, а у вас опасность в другом месте".

Решающий вклад в разгром европейских ценностей внес военный эксперт Коротченко. "Что такое европейские ценности?", - спросил военный эксперт Коротченко таким презрительным тоном,  что сразу стало ясно, что ничего хорошего эти ценности представлять из себя не могут. 

И действительность не обманула ожиданий. "Разрушение семьи, геи, лесбиянки!", - начал перечисление ценностей Евросоюза военный эксперт. – "Разрушение морали – люди как звери!". – "Разрушение религии! Разве на этом можно построить прочный союз?", - гневно спросил военный эксперт Коротченко уже вконец деморализованных европейцев.

Тут Толстой вспомнил, что в передаче должен быть плюрализм, и в поисках защитника европейских ценностей, обратился к либеральному политику Станкевичу с вопросом, считает ли он, что нам надо принимать европейские ценности, и как он относится к проведению гей-парадов. Либеральный политик Станкевич про гей-парады говорить категорически отказался, было видно, что даже упоминание этих слов ему неприятно. А насчет европейских ценностей заявил уклончиво: "Далеко не все европейские ценности надо принимать".

Жаль, что ведущий оказался нелюбознателен, и не уточнил, какие именно европейские ценности отказывается принимать либеральный политик Станкевич. Дело в том, что, поскольку речь идет о ЕС, то все эти ценности названы и перечислены в статье номер 2 Договора о Евросоюзе. Вот они: "Уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и уважение прав человека". А также "плюрализм, недискриминация, солидарность и равенство между мужчиной и женщиной". Это все. Мне лично было бы не слишком интересно узнать, какие из этих ценностей не разделяют, например, декан Третьяков, военный эксперт Коротченко, или тот же Петр Толстой. Эти "маугли", скорее всего, не поняли бы вопроса и принялись бы в ответ издавать нечленораздельные звуки, как обычно. А вот ответ на этот вопрос либерального политика Станкевича был бы любопытен. Ведь он когда-то раньше общался с людьми, был членом Межрегиональной депутатской группы…

Единственный, кто в студии попытался замолвить слово за европейские ценности, голландский журналист Питер Ватердринкер, который сказал, что главной европейской ценностью является любовь к работе. И хотя эта ценность не прописана в Договоре о Евросоюзе, российским "маугли" стоило бы прислушаться, поскольку именно эта ценность во многом объясняет, почему в Европе люди живут дольше и лучше, чем в России, а в Евросоюз стоит очередь из стран, желающих туда вступить.

Разговор о европейских ценностях в их сравнении, например, с российскими был бы крайне важен и актуален, если бы его вел не Петр Толстой, а участниками были бы не декан Третьяков с военным экспертом Коротченко и депутатом Железняком, а те люди, которые хоть что-то понимают в предмете. Россиянам было бы полезно и интересно послушать, например, социологов, участвующих в Европейском исследовании ценностей, которое проводится с 1981 года, и в ходе которого идет постоянный сравнительный анализ ценностей в 30 странах. В том числе в последние 20 лет в этих исследованиях участвует Россия.

Методика этого исследования позволяет "укрупнить ценности", сгруппировав их в четыре показателя по парам: "Сохранение" - "Открытость изменению" и "Самоутверждение" - "Забота о людях и природе". Так вот, россияне отличаются от большинства европейцев тем, что предпочитают ценности "Сохранения" в противовес "Открытости изменению" и ценности "Самоутверждения" в противовес "Заботе о людях и природе".

Впрочем, именно эти ценностные приоритеты наглядно демонстрировали наши "маугли", собравшиеся в студии Первого канала. Ярче других наши суверенные ценности демонстрировал, конечно, Ж.

"Прибалтика – это мусор Европы", - начал свой страноведческий экскурс лидер ЛДПР. "Бельгия должна была распасться, поэтому Брюссель сделали столицей Евросоюза и НАТО", - от этой новости все в студии раскрыли рты и принялись ждать, что он еще скажет. И Ж. не подкачал. "Британия ушла на острова (!) потому, что она знает, что Германия выйдет из ЕС  и начнется третья мировая война". – В этот момент Петр Толстой попытался остановить Ж., но ему одному это было не под силу, а больше никто связываться с Ж. не захотел.

И Ж. перешел на личности. "Вы во всем виноваты!", - орал Ж. на стоящих напротив голландского журналиста Ватердринкера, украинского эксперта Ковтуна и российского либерального политика Станкевича. "Вы ответите за Энгельса, за Маркса, за Ленина, за Сталина!!", - орал Ж., но его попытки вызвать раскаяние у оппонентов не увенчались успехом. А украинский эксперт Ковтун и российский либеральный политик Станкевич в ответ на ужасные обвинения Ж. бесстыже улыбались.

И все в один голос поддержали сотрудника "Комсомолки" Александра Яковлева, который заявил, что ЕС без России – не выживет. Декан Третьяков сообщил европейцам, что после неминуемого развала ЕС они "будут записываться у Боровицкой башни". Куда именно будут записываться неприкаянные европейцы, пояснил военный эксперт Коротченко: "Мы готовы принять коренных немцев, голландцев – мы примем вас всех, когда вы побежите от мигрантов". А коммунистический депутат Калашников, который до этого несколько раз принимался объяснять, как он рад, что ненавистная вражеская Европа, наконец, разваливается, а тут вдруг сменил гнев на милость и потребовал, чтобы европейцы создавали общую Европу с Россией.

Завершая этот фестиваль российских ценностей, Петр Толстой назидательно сказал европейцам, что прошло то время, когда они давали нам советы, а теперь им надо слушать, что о них говорят в Москве.

Судя по немного испуганным, но заинтересованным лицам европейцев в студии, они готовы были и слушать и смотреть. Такая реакция бывает у посетителей зоопарка, когда они останавливаются у клетки, в которой беснуется и издает странные звуки какое-то загадочное существо, чем-то напоминающее человека.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены