Для начала вот такое недавнее сообщение:
Путин резко раскритиковал высших чиновников, не снявших свои кандидатуры в состав Российской Академии Наук. "Человек не может занимать крупные должности, которые требуют от него отдачи сил и времени, и одновременно заниматься серьезной исследовательской работой, будучи ученым".
Выборы новых членов Академии наук состоялись в конце октября. По их итогам академиками стали 176 ученых, статус члена-корреспондента получили 323 исследователя. В частности, в состав академии вошли замминистра внутренних дел РФ А. Савенков, начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ В. Христофоров, член Совета Федерации А. Тулохонов и др. "Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может?" — спросил Путин.
В 2015-2016 годах оппозиционные СМИ писали много раз, что несколько тысяч путинских чиновников высокого ранга намерены защищать или уже защитили докторские диссертации в различных областях (дипломы кандидатов наук их уже не устраивали). Эти диссертации, естественно, никак не способствовали реальному прогрессу науки и техники в России или, скажем, прогрессу гуманитарных наук. Они были составлены на весьма примитивном, комплементарном уровне.
Возьмите, к примеру, "диссертацию" A. Вaйнo, нового начальника кремлевской администрации, которая описывает в очень примитивной форме что-то неуловимо напоминающее "Интернет вещей" (Internet of things). Это направление очень популярно сейчас в США, Западной Европе, Японии и Китае. Но диссертация Вaйнo не привносит абсолютно ничего в эту очень важную тему.
Что еще хуже, большая часть этих "докторских диссертаций" базировалась на элементарном плагиате и/или была составлена авторами-"невидимками". Даже было несколько громких скандалов. Конечно, это очень противно: "двоечники и троечники" (ядро системы Путина) превращаются в "докторов путинских наук".
Но несколько сотен таких "докторов" — самые наглые и жадные из них — решили продвинуться еще выше по "лестнице научных почестей". Они стали академиками и членами-корреспондентами Академии. Путину, естественно, стало завидно. Хотя в любой момент Дума может ему даровать диплом "величайшего гения всех времен и народов". И мир не вздрогнет.
Что самое страшное, сотни "подставных" вошли в мозг и центральную нервную систему российской науки. Можно понять, что в результате такой мозговой центр больше не существует, а вся российская научно-технологическая система свелась к жалких остаткам. И это не преувеличение.
Я вспоминаю период моей работы в Президиуме Академии наук СССР, с февраля 1986 до конца 1991 года (по-видимому, это были лучшие годы моей жизни). Я встречался со многими серьезными учеными, в том числе топ-ранга (Жорес Алферов, Георгий Николаевич Флеров и другие).
Мы обсуждали внутри Президиума и в ведущих институтах Академии все текущие и предстоящие беды; мы обсуждали свободно, без "внутренней цензуры". Тем не менее мы никогда не обсуждали проблему "подставных" среди докторов наук, не говоря уже об академиках. Такая проблема попросту отсутствовала в эти годы!
Да, старая академия в последние годы своего существования производила в больших количествах фундаментальные и прикладные результаты высокого уровня (были серьезные проблемы с OKР, то есть с преобразованием этих результатов в рыночные продукты). И эти результаты высоко оценивались в развитых странах мира, включая Америку.
А теперь "настала мерзость запустения на месте святом".
Есть много фактов, демонстрирующих распад.
Посмотрим, для примера, статью в СМИ в июле 2016 года:
Недостаток средств на госпрограмму "Развитие науки и технологий" приведет к масштабным увольнениям среди ученых в России. Правительство РФ может сократить 40% бюджетных мест в вузах в 2017 году от установленного на этот год уровня. Минобрнауки не хватает денег, чтобы оплатить прием студентов на первый курс. Наконец, в результате бюджетной оптимизации без работы к 2019 году останутся 10,3 тысячи научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института.
А вот сообщение за конец июля:
Более сотни ученых — академики, члены-корреспонденты и профессора РАН — подписались под открытым письмом главе государства Владимиру Путину, в котором выступили против политики Федерального агентства научных организаций (ФАНО), занимающегося имущественными вопросами Российской академии наук (РАН). Эксперты заявляют, что научная сфера в стране находится под угрозой полного уничтожения.
Один из подписавших обращение — советник РАН, доктор биологических наук Алексей Яблоков. "За три года реформ ситуация с фундаментальной наукой резко ухудшилась. Выбранный путь реформирования науки, который фактически предлагает Минобрнауки, губителен. … Я вижу лишь разрушение науки под флагом реформирования. … В результате мы катастрофически катимся вниз. … Но эта катастрофа похлеще того, что происходит в экономике".
По мнению А. Яблокова, "Есть объективные показатели расходов на науку в разных странах. Наука в Советском Союзе, конечно, питалась деньгами от оборонки, но того, что оставалось от атомной бомбы, для биологии, геохимии, математики — с лихвой хватало, чтобы быть в первых рядах в мире. В советское время мы публиковали четверть научных работ в мире. Сейчас мы публикуем, наверное, пять-шесть процентов научных работ. Мы рухнули по показателям в двадцать, тридцать, сорок, а то и в пятьдесят раз…
Необходимо срочно изменить отношение к науке в государстве. Четыре-пять лет назад Кремль продавил немыслимое для российской и советской науки дело, когда президент РАН назначается по согласованию с президентом РФ. Наука РФ потеряла самостоятельность, и с тех пор все покатилось. Надо вернуть самостоятельность президента Академии наук, ее институтов… Необходимо резко увеличить финансирование, чтобы войти хотя бы в двадцатку стран по объемам финансирования, дотянуться хотя бы до Бразилии, Индонезии. Я уже не говорю — до Китая, США или Германии, ведь сейчас мы по финансированию науки находимся внизу семидесяти стран".
Все эти факты и цифры совместно с "проникновением подставных" можно свести к формуле "необратимый неконтролируемый распад РАН и всей российской научной системы".
Несколько месяцев назад, сравнивая научно-техническую систему в России и в Китае, я утверждал, что в 2015 году доля расходов на исследования и разработки в ВВП РФ снижена до 0,9-1,0%, что составляет (в пересчете на основе текущего обменного курса рубля) не более $13 млрд. (Владислав Иноземцев в видеоинтервью, процитированном в моей предыдущей статье, подтвердил эти цифры.) А две китайские ведущие высокотехнологичные компании — Baidu и Huawei — совместно истратили в 2015 году примерно те же деньги на исследования и разработки.
Китай потратил на эти цели в 2015 году (согласно опубликованному неделю назад "Китайскому статистическому ежегоднику 2016") ~2,05% ВВП, который во много-много раз больше, чем ВВП России. А в 2016 году соотношение этих затрат (предварительные данные) дополнительно и существенно изменилось в пользу Китая.
Российский проект бюджета на 2017-2019 предусматривает меры жесткой экономии, и наука стала основным объектом сокращений. Может быть, к 2020 году, вообще не будет объекта для сравнения с российской стороны?