После победы Трампа на президентских выборах, многие надеялись, что он быстро забудет об эксцентричной демагогии. Но мир ожидал сюрприз. Первое же громкое решение о запрете на въезд в США гражданам некоторых мусульманских стран продемонстрировало, что Трамп пытается всерьез реализовать свои самые "неполиткорректные" планы.

Царь против бояр

Судя по инаугурационной речи и первым политическим решениям, Трамп, как и обещал, будет пытаться достигнуть абсурдных целей с помощью таких же средств:

  • оживить умирающие в постиндустриальном обществе архаичные производства с помощью столь же архаичного протекционизма;
  • "возродить величие США", отказавшись от помощи союзникам и отгородившись от мира реальными и виртуальными заборами;
  • "возвратить власть народу", навязывая себя обществу в качестве авторитарного лидера;
  • достичь мегапопулярности, конфликтуя с основными СМИ;
  • "защитить права" рабочих, укрепляя господство крупного бизнеса.

Конечно, этот абсурд не может не вызывать сопротивление трезвомыслящих американцев и основных политических институтов США. На эту угрозы у Трампа уже подготовлен ответ. Он пытается апеллировать к массам, натравливая их на элиту. Трамп идет путем хорошо известным, например, по российской истории: хороший царь борется с плохими боярами, "вождь народов" разоблачает зажравшихся партаппаратчиков. После неизбежного провала грандиозных планов, "лидер нации", чтобы не потерять популярность, сваливает неудачи на сопротивление врагов в элите. Видимо, Трамп уже сейчас начинает готовиться к такому повороту событий.

Власть народам, а не Трампам

Триумф Трампа был бы просто странной гримасой истории, если бы не объективные обстоятельства его предопределившие. Судя по исследованиям общественного мнения, западное общество переживает кризис доверия к основным политическим институтам. Люди хотят социальных перемен, ухода старых элит, прямого участия во власти. Именно на этом играет Трамп и его европейские ультраправые единомышленники. Сорвать эту популистскую игру смогут только политические силы, способные дать адекватный ответ на демократический запрос общества. Возвращение власти народу, о котором говорит Трамп, – хорошая цель, если за ней стоят не амбиции претендента в "вожди", а децентрализация, развитие самоуправления и прямой демократии.

Именно такая демократизация способна решить самые острые проблемы нашего времени. Например кризис беженцев. Если бы решения по приему беженцев принимало не федеральное правительство, а местные и городские общины, это было бы сознательным шагом людей, берущих на себя ответственность за других, а не бюрократическим решением, навязанным сверху. Могу предположить, что беженцев в этом случае принимали бы в Лос-Анджелесе или в Гамбурге, но не в городках Саксонии или Оклахомы, где их ненавидят и боятся. Думаю, что граждане на местах, сознательно решившиеся дать приют нуждающимся в нем, выработали бы наиболее рациональные квоты и условия приема беженцев. В результате эта ситуация не вызвала бы сегодняшнего острого напряжения в обществе.

Путинский режим идеологически близок правопопулистской волне на Западе. Его роднит с ней ксенофобия, изоляционизм, урапатриотизм. Характерному для "новых правых" культу сильного национального государства можно противопоставить только широкую децентрализацию и демократизацию. Уверен, что предложение "размосковить Россию", сломать коррумпированную бюрократическую вертикаль, передать власть на местах новому демократическому самоуправлению жителей, вызвало бы симпатию в большинстве российских регионов.

Игорь Эйдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter