Мир нуждается в справедливости, но следовать ей, не ссылаясь на обстоятельства и ситуацию, бывает очень трудно. Но ведь кто-то среди нас должен ее поддерживать.

14 марта с.г. я был в г. Обнинск на заседании мирового суда (участок 17), судья которого, г-жа Овчинникова, рассматривает дело по обвинению прокуратурой города Татьяны Михайловны Котляр в совершении преступлений по нескольким статьям УК РФ (одна из статей, названных на заседании суда помощником прокурора города, — 322.3, другие я не записал).

Суть обвинения в том, что Татьяна Михайловна Котляр регистрирует временно и бесплатно в своей квартире большое число беженцев, которые едут в Калужскую область на постоянное место жительства (ПМЖ). Юридически Котляр делает беженцам эту регистрацию совершенно легально и официально, и власти по закону не могут ей в этом отказать, хотя и пытались. Но при этом регистрация без проживания является по закону фиктивной, и прокуратура настаивает, что это уголовное преступление.

Татьяна Котляр жительница Обнинска, мы ровесники, родились в 1951 году, она — в Таллинне, я в Москве. В отличие от меня, неработающего пенсионера, Котляр работает. Она — руководитель областного Калужского отделения общероссийского общественного "Движения за права человека".

На заседании суда, проходившем 14 марта, Татьяна Котляр (я видел это своими глазами), не думая ни минуты, отказалась от сделанного ей судьей предложения исключить из материалов обвинения в связи с истечением срока давности 9 из 292 вменяемых ей прокуратурой эпизодов. Материалы рассматриваемого дела составляют 15 томов по несколько сот страниц в каждом, три коробки с ними заняли почти весь стол судьи.

Насколько понимаю, Татьяна Михайловна отказалась от предложения судьи потому и только с той целью, что добивается и стремится к тому, чтобы суд (а это уже третий ее суд по аналогичным обвинениям) вынес принципиальное решение по этой проблеме.

Дело в том, что Котляр по альтруистическим мотивам и личной инициативе и, естественно, бесплатно делает для беженцев, когда они к ней обращаются, то, что обязаны сделать для этих людей, но не делают государственные органы.

Способ помощи беженцам, который она избрала, Татьяна Котляр осуществляет в ситуации КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ибо все инстанции — прокуратура, областная администрация, УФМС по Калужской области, куда она обращалась, ПРОБЛЕМУ временной РЕГИСТРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ, ПРИЕЗЖАЮЩИХ В КАЛУЖСКУЮ ОБЛАСТЬ НА ПМЖ, НЕ РЕШАЮТ и решать отказываются.

В 2014–2018 гг. Т.М. Котляр зарегистрировала в своей квартире (и продолжает это делать сейчас, в 2019 году) 292 беженца, обратившихся к ней за помощью в решении вопроса о временной регистрации по месту проживания, хотя, конечно, в квартире Котляр никто из них не живет. Беженцы — в основном из Украины, но не только. Приезжая в Калужскую область по программе российской государственной помощи беженцам, они не могут без временной регистрации по месту проживания получить никакие другие необходимые для жизни документы, не могут найти легальную работу, получить пенсию, отправить детей в школу, получить бесплатную медицинскую помощь и т.д., а пункта временной государственной регистрации для прибывших на ПМЖ в Калужскую область беженцев ни в Калуге, ни в Обнинске нет.

Временная, бесплатная регистрация беженцев Татьяной Котляр в своей квартире в Обнинске позволила нескольким сотням людей решить проблему с получением других документов и начать нормальную жизнь. Тем, что Котляр делает, она не только бескорыстно помогает людям, но и сокращает существующий в нашей стране "черный рынок" фиктивных регистраций приезжающих в нашу страну людей по месту жительства (в Калужской области фиктивная регистрацию по месту жительства стоит на "черном рынке", как Котляр сказала в суде, примерно по 10 т.р. с человека). Предоставляя обращающимся к ней за помощью беженцам временную регистрацию в своей квартире и действуя так в ситуации, вынужденной обстоятельствами, никакого материального или морального ущерба государству и беженцам Татьяна Михайловна не принесла и не приносит.

Обо всем этом легко рассказывать, но, возможно, Котляр единственный (т.е. в прямом смысле слова уникальный) человек в России, который решился на столь неординарный шаг — фиктивную регистрацию сотен людей в своей квартире. Ведь к ней обращаются по ее работе в организации "За права человека" люди, оставившие все на своей родине и приехавшие в Россию в надежде на лучшую жизнь по программе государственной помощи беженцам. Это не террористы, не бомжи, не тунеядцы, а люди, приехавшие в Россию работать и жить со своими семьями.

Татьяна Котляр публично настаивает, что в отношении к беженцам существует огромная, несправедливая дыра в российском законодательстве, и затыкает эту дыру "подручными средствами". Во-первых, она безвозмездно смогла помочь временной регистрацией почти 300 беженцам, приехавшим на ПМЖ в Калужскую область. Во-вторых, она, как я ее понял, добивается принципиального решения суда, чтобы привлечь внимание к описанной выше проблеме. Она хочет, чтобы суд НА ПРИМЕРЕ ЕЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА не только вынес требуемое законом — с учетом КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ДЕЙСТВИЙ — решение, но и обратился к законодателю, к губернатору Калужской области, в УФМС и в прокуратуру С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, в котором было бы сказано, что положение, в котором оказываются беженцы в Калужской области, не имея возможности получить временную регистрацию НЕТЕРПИМО, а ПОЛУЧИТЬ ЭТУ РЕГИСТРАЦИЮ БЕЖЕНЦЫ, обращаясь за помощью в государственные органы, а не к Котляр или же не покупая временную регистрацию на "черном рынке", НЕ МОГУТ.

Следующее заседание суда по делу Т.М. Котляр состоится в Обнинске 20 марта в 14 часов. Судебный участок №17 находится по адресу: проспект Ленина, 214 во дворе в двухэтажном здании. Мне бы очень хотелось, чтобы российские СМИ, в частности "Радио Свобода" и "Эхо Москвы", этим делом заинтересовались, посетили суд в Обнинске и сделали передачу о том, чего и почему добивается Татьяна Котляр. Мне кажется, это важная для общества, для людей, для власти и принципиальная ситуация — интересная и значимая и по существу, и по поведению героини этого суда.

Татьяна Михайловна Котляр на заседании суда 14 марта сказала, что она ВЫНУЖДЕНА и будет продолжать осуществлять официальную, но при этом фиктивную, т.е. без проживания в ее квартире, регистрацию обращающихся к ней за помощью беженцев: "Я действовала не из политических и правозащитных соображений, а из желания помочь людям, которым без регистрации нельзя было реализовать права беженцев, прибывающих в Калужскую область на ПМЖ, которые гарантирует, но не обеспечивает им принимающая сторона — Российское государство. В Калужской области центров по регистрации беженцев нет".

Я поехал на суд к Котляр, поскольку она прислала мне приглашение. Мы познакомились, когда я работал в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова, но почти не сотрудничали. Она математик, и, думаю, благодаря тому, что делает, она счастливый человек (несмотря на пережитую ей и ее мужем трагедию гибели сына). По-моему, благодаря идеалистам и чудакам-праведникам в нашем мире и существует и именно на них держится, в конечном счете, справедливость. Вопрос для Татьяны Михайловны Котляр не в том, что суд может приговорить ее к лишению свободы, ей — в отличие от большинства из нас — нужно и важно (это доказывают ее поступки), чтобы у приезжающих в Россию беженцев были права людей, в т.ч. числе те, которые наша страна обязалась и обязана соблюдать как принимающая их сторона.

Защищает Татьяну Котляр на этом процессе адвокат Илларион Васильев. Желаю ему успеха. На фотографии Котляр и Васильев сняты мной в зале суда за несколько минут до начала судебного заседания 14 марта 2019 года.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter