В Аргентине идёт подготовка к выборам-2019, которые, судя по всему, будут внешне похожи на ситуацию 2015 года, когда во втором туре сошлись Маурисио Макри и ставленник Киршнер Даниэль Сциоли. Разница, однако, в том, что роль политического тяжеловеса-официалиста будет играть блок Макри, а не Киршнер.

ДИСПОЗИЦИЯ

На нынешних выборах представлены силы, которые с одной стороны соответствуют трем центральным аргентинским политическим тенденциям: левые перонисты, которые вновь поднимают на знамена Кристину Киршнер - а та, кажется, совсем не рада такому обстоятельству; правые перонисты из блока Alternativa Federal, которые долгое время пребывали в "политической коме" и, как показала практика, вышли из неё ослабленными и уязвимыми; и триумфальный блок Cambiemos, стоящий за действующим президентом Маурисио Макри.

Маурисио Макри

Киршнеристы, потерпев поражение в 2015-м (они проиграли Cambiemos на всех фронтах, и посты президента, столичного губернатора и мэра перешли к людям из блока Макри), находились в разбитом состоянии. Часть из них сразу после победы Cambiemos в 2015 перебежала к новой власти. Макри и его окружение проявили себя хорошими тактиками, балансируя между разными политическими силами, комбинируя серии яростных антикоррупционных ударов, которые приходились в первую очередь по Киршнер и её близкому окружению. Используя социально примирительную риторику, официалисты, состоящие в основном из партии Макри PRO и влиятельного Uniоn Civica Radical, наголову разгромили левых оппонентов, которые стали подавать признаки жизни только в год выборов. Правительство Макри поступило достаточно мудро, не пытаясь строить из себя "главного знатока всего в стране", и делегировало право решать вопросы самим людям - через голосование или общественный диалог. Так, в Аргентине обсуждались легализация абортов, вопросы самообороны, полномочий полиции и т.д.

КИРШНЕРИЗМ 2.0

Кристина Киршнер находится под следствием. Одно из последних обвинений - она присвоила себе важнейшие исторические документы, которые должны принадлежать Республике Аргентина, а не частным лицам.

Документы эти, по словам экс-президента, ей подарил Владимир Путин. Ох уж этот щедрый и хлебосольный "русский мир": присвоить фамильное столовое серебро, чтобы через несколько лет триумфально подарить его владельцу на День рожденья!

 

Киршнер выглядит подавленной. Возможно, она предпочла бы не светиться в крупной политике, особенно перед выборами - ведь недавно в соседней Бразилии подследственный воннаби-президент пошёл ва-банк и сел в тюрьму. Тем не менее, левые видят в ней объединяющий фактор и поднимают её на флаги. Поддержку Киршнер оказывают и кубинцы, к которым сама Кристина и её замазанная в коррупции и воровстве дочь катаются, как к себе домой. Недавно Кристина презентовала свою книгу "Sinceramente", которую в СМИ позиционируют "не как книгу экс-президента, а как книгу кандидата в президенты".

Кристина Киршнер

Сенсацией стала миграция, а затем и капитуляция перед киршнеристами Серхио Массы - умеренного перониста центристского направления и одного из главных лиц перонистского движения в его максимально нейтральном и бесцветном формате. На прошлых выборах он был кандидатом в президенты и проиграл, поддержав в итоге Макри против Киршнер. Сегодня этот "перонист без Перона" перешёл к Киршнер и играет на вторых ролях против Макри. Сами киршнеристы сделали ставку на формулу Фернандес-Фернандес (Кристина Фернандес де Киршнер в качестве вице- и Альберто Фернандес в роли кандидата в президенты). Аргентинцы шутят, что это первый раз, когда кандидат в вице-президенты выбирала и назначала себе кандидата в президенты.

ПЕРОНИСТЫ: ALTERNATIVA FEDERAL

Федеральная Альтернатива казалась наиболее интересным политическим блоком, способным бросить вызов как Макри, так и "призраку киршнеризма". В него вошли правые хустисиалисты, независимые политики, умеренные националисты. Их идеология представляет собой сочетание умеренного национализма, социальной доктрины Католической церкви, национал-капитализма, и федерализма-регионализма. Блок делает ставку на внутренние резервы и потенциал страны и латиноамериканского региона в противовес ориентированным на крупных зарубежных партнёров макристам (которые ориентируются на США и Китай) и киршнеристам (они предпочитают внешнеполитический коктейль из России, ЕС, Китая и Ирана).

Правые перонисты имеют сильные позиции в регионах (их поддержали многие губернаторы - из Кордобы, Тукумана, Чако, Энтре-Риос, Мисьонес и др.) Ещё недавно их неформальным главой был Хосе Мануэль де ла Сота - влиятельный и опытный губернатор Кордобы - второго по значению города в стране. Однако он погиб в 2018 году в автомобильной аварии, и Федеральная Альтернатива с единым кандидатом не состоялась.

За право выдвигаться на пост президента от AF конкурировали несколько фигур. Внимание прессы и публики привлёк Хуан Мануэль Уртубей - губернатор Сальты, который начал энергичную кампанию, однако его имидж подсдулся после реверансов в адрес МВФ (альт-перонисты являются экономическими националистами и не одобряют явного заигрывания с международными инстанциями) и пары слабеньких имиджевых-информационных атак.

Хуан Мануэль Уртубей

Роберто Лаванья - видный аргентинский экономист, который занимал пост министра экономики при Несторе Киршнере, тоже вызвался участвовать в выборах. С именем Лаваньи связывают победу над инфляцией начала 2000-х, он является авторитетным экономистом. О своём желании стать вице-президентом при Лаванье заявил один из лидеров Федеральной Альтернативы - сенатор Мигель Анхель Пичетто, который обладает репутацией человека с развитым политическим чутьём и умением оказываться рядом с наиболее перспективными политиками.

Ничто не предвещало беды. Блок, едва заявив о себе в декабре 2018, начал бурно развиваться и громко заявлял о себе. Например, 31 марта 2019 года в Ла-Плате прошёл съезд партий и движений федералистского, консервативного и альт-перонистского толка, которые работали как над общеблоковой программой, так и над тактическими союзами друг с другом. Например, две партии федерального уровня - консервативная Partido Federal и патриотический Uniоn Celeste y Blanco, совместно с рядом общественных движений и представителями 135 муниципалитетов от провинции Буэнос-Айрес, приняли решение сформировать платформу Uniоn Federal, которая станет частью Федеральной Альтернативы.

Правоперонисты, федералисты и автор статьи на съезде 31 марта 2019 года в Ла-Плате, где объединились Partido Federal и Uniоn Celeste y Blanco

Карты спутал влиятельный Пичетто, который, несмотря на первоначальный план баллотироваться в президенты от правоперонистов, несколько раз менял своё решение, и в конечном итоге стал кандидатом в вице-президенты... при Макри. Федеральная Альтернатива (которая неожиданно потеряла не только мощного политического тяжеловеса, но и одного из лидеров) впала в депрессию, а поступок Пичетто вызвал настоящую бурю в медиа- и аналитических кругах, которые ломают головы над вопросом: "Зачем Макри назначил перониста своим вице?"

Вице-президент от Cambiemos - Мигель Анхель Пичетто

Новый вице-президент уже успел обрушиться с критикой на Акселя Кисилёва - кандидата от левых сил на губернаторский пост в Буэнос-Айресе, фаворита Киршнер, который более, чем кто-либо ответственен за ту жуткую экономическую модель, которая существовала при Кристине. Предупреждая страну об опасности киршнеристского реванша, Пичетто назвал Кисилёва коммунистом; коммунисты ответили юмористическим коллажем и добавили, что Кисилёв не из их партии, но им лестно.

Окончательно Федеральную Альтернативу добил Серхио Масса, который буквально на днях окончательно перешёл к Киршнер. 19 июня 2019 года блок рассыпался: значительная часть альт-перонистов из AF ушли следом за Массой, часть примкнёт к Макри, а наиболее принципиальные займут хорошо знакомую перонистам диссидентскую позицию и поддержат на выборах того, кто "ни за либералов, ни за киршнеристов".

К нынешним выборам разваливающаяся Федеральная Альтернатива придёт в разбитом состоянии и без шансов на победу. Более-менее перспективным с т.з. третьего места является блок Уртубей-Лаванья, однако первый слишком амбициозен и неопытен в политике федерального и международного уровня, а второй слишком... экономист, и они до сих пор не смогли договориться о позиции в предвыборной формуле - кому быть кандидатом в президенты, а кому - кандидатом в вице.

Увы! Правоперонистский блок разорвали между собой расчётливые, влиятельные, опытные и жёсткие политические игроки, каждый из которых слишком многое поставил на кон. Положительная новость в этом следующая: политика Макри во время второго президентского срока, вероятно станет более вдумчиво-национальной, а правительство будет уделять больше внимания регионам, потому что правый перонизм - практически целиком про регионы, умеренно консервативную политику и федерализацию.

CAMBIEMOS И МАУРИСИО МАКРИ

Блок Макри чувствует себя уверенно. Несмотря на некоторые неудачные проекты и решения администрации, люди более-менее довольны правлением консерваторов. Массовых протестов, хотя бы отчасти напоминающих масштабами антикиршнеристские марши, нет, и даже профсоюзы часто занимают нейтральную сторону. К прошлым выборам Cambiemos подходили, делая ставку на либерал-экономические, антикоррупционные, профессиональные и "менеджерские" преимущества команды Макри. На нынешних выборах присутствует чёткий запрос на более национальную политику и решение вопросов безопасности.

Работа в сфере безопасности идёт особенно хорошо, а "женский вопрос" и решение проблемы насилия над женщинами и детьми постоянно стоит на повестке дня. В результате действий правящей администрации, раскрываемость преступлений, связанных с торговлей людьми, наркотраффиком, принужением к сексу и рабскому труду, выросла, а количество жертв, спасённых из работорговых сетей, согласно отчёту Министерства безопасности, за последние три года выросло почти в два раза (на 95%). Иностранные партнёры также отметили успехи аргентинской администрации в области противодействия подобным преступлениям. В 2018 году госсекретарь США Майк Помпео заявил, что аргентинское правительство стало активнее преследовать преступников, связанных с торговлей людьми, усилило правовую защиту жертв траффикинга и работорговли, и повысило эффективность групп чрезвычайного реагирования.

Постепенно растёт влияние силовиков, и здесь нельзя не упомянуть Патрисию Бульрич - министра безопасности. Бывшая хустисиалистка ультралевых взглядов, она нашла в себе моральные силы признать ошибочность левых идей и смигрировать в сторону консерватизма. Её назначение на пост министра сопровождалось травлей со стороны оппонентов, но Патрисия пережила это спокойно. Она вцепилась в тему безопасности с поистине бульдожьей хваткой, широко привлекая к делу самых разных профессионалов. Повышение раскрываемости, постоянные скандалы с обнаружением и уничтожением больших партий наркотиков, расширение полномочий полиции, которая раньше не могла вообще ничего сделать вооружённому преступнику - во многом всё это заслуга Бульрич. Её политика даёт результаты, а ставка на нелетальное оружие (например, полицию вооружили тазерами и дали возможность применять их в публичных местах) вместо старого запрета полиции применять насилие против преступников, не позволяет критикам ни обвинить правительство и полицию в излишней жёсткости, ни жаловаться, будто "ничего не делается".

На выборах, очевидно, будут сражаться киршнеристы и либерал-консерваторы с правоперонистской группой поддержки. Второй сценарий, кажется, предпочительнее для страны, нежели победа пророссийской и происламистской коррумпированной дамы-президента, не брезговавшей прибегать к политическим убийствам, подкупам и прочим грязным методам.

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕРИФЕРИЯ

Первоначально задачу объединить несистемных правых, консерваторов, недовольных силовиков, провоенных и "политических христиан" взял на себя кандидат из Сальты Альфредо Ольмедо. У его пре-кампании был ярко выраженный христианский бэкграунд, он очень много говорил о насилии над детьми и женщинами (к сожалению, в Сальте это актуальные темы). Однако двух слоганов: "Химическая кастрация для насильников" и "Давайте запретим аборты", произносимых с Библией в руках - недостаточно, чтобы получить шансы на победу.

 Агитплакат за Альфредо Ольмедо

В общем-то, многие вещи, которые говорил Ольмедо, были совершенно правильными - например, о национальном бизнес-сообществе, о недопустимо низкой квалификации силовиков, о покрываемом властями насилии и криминальном траффике в регионах, о той же химической кастрации для насильников и педофилов, но они не дошли до широкого слушателя, либо дошли в карикатурном виде, вырванными из контекста. Их высказывал прямой, в чём-то наивный и простой человек из провинции, который не знал, как вести себя на ТВ, терялся от жёсткого напора теле- и радиоведущих и вдобавок совсем недавно принял евангельскую веру и потому испытывал синдром неофита - постоянно к месту и не к месту упоминал Господа. Его сразу же начали высмеивать, и он довольно быстро снял свою кандидатуру.

Тем не менее, в поддержку Ольмедо высказались многие регионалы, ведь консервативная и про-силовая программа востребована в регионах, многие из которых задыхаются от коррупции и страдают от деятельности местных ОПГ и транснациональных картелей.

Шансом Ольмедо пожелал воспользоваться мужчина с харизматичной фамилией Центурион (на испанский манер она читается как Сентурион.) Хуан Хосе Гомес Сентурион - бывший военный консервативных взглядов, герой Мальвинской войны, технократ со связями в бизнес-сообществе, банковской сфере и таможне.

Хуан Хосе Гомес Сентурион

Он был директором аргентинской таможни при Макри и отлично поработал - она стала работать раза в два лучше, хотя ей по-прежнему далеко не только до идеала, но и до просто хорошо работающей таможни. Сентурион малоизвестный политик и экс-милико, у которого нет поддержки прессы, поэтому говорить о его шансах на победу нет смысла - они ничтожны. Однако сам факт, что такие люди начали открыто заявлять о себе, говорит о постепенном политическом выздоровлении Аргентины после "социализма 21 века".

Китти Сандерс

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены