Он ощущал себя крестоносцем, находящимся в вечном походе за правду. За то, чтобы белое считалось белым, а черное – черным. Неправда, что, как говорят многие, "все это не так однозначно. Так говорят, как правило, те, кому очень хочется оправдать ложь, подлость, насилие, унижение. Крестовый поход за правду – это поход против лжи, подлости, насилия, унижения. Это поход за честь и свободу.

У нас была одна свобода. Просто я считаю, что она слева, а он считал, что она справа. Отсюда наши "лево-правые" споры. Но мы оба знали, что свобода у нас одна и та же. Он был верующий, религиозный человек. А я воинствующий атеист. И все же у нас был общий поход. За одну и ту же свободу. Чтобы в нем участвовать, не обязательно верить в творение. Достаточно верить в необходимость противостоять лжи, подлости, насилию, унижению.

Специалист по Средневековью, он жил в его образах. Но только и в эпоху героев-воинов, и в эпоху торгашей-потребителей ложь, подлость, насилие, унижение остаются все теми же ложью, подлостью, насилием, унижением. А честь и свобода остаются честью и свободой.

Его крестовым походом была подвижническая правозащитная деятельность. О ней больше и лучше меня расскажут другие. Я же хочу сказать вот что: его подвижническая правозащитная деятельность была его крестовым походом. Потому она и исключала компромиссы и всевозможный RealPolitic. Да, "Венеция с неверными торгует", да, "в Германии RealныйPolitic", но поход продолжается.

*  *  *

Сергей Шаров-Делоне

26 июня 2019

ЗАМЕЧАНИЯ ДИНОЗАВРА

Я, в силу возраста, зачастую чувствую, что отстаю от стремительно меняющейся жизни. И смиренно это принимаю - у каждой эпохи свои подрастают леса.

Но не в случае с решением ПАСЕ. Тут-то как раз ничего нового нет - всё слишком давно и слишком хорошо известно, включая последствия, кстати.

Каждый раз, когда происходит такого рода предательство, находятся многомудрые люди, с "взвешенной" точкой зрения, умеющие небескорыстно "посмотреть на вопрос с разных сторон" и выставить на посмешище тех, кто так и не понял, что утверждение, что черное всегда остается черным, а белое - белым, - всего лишь идеалистическая глупость. В момент предательства такие многомудрые находились и находятся всегда: что во времена Крестовых походов и Реконкисты, что во времена Мюнхенского сговора, что сегодня. Такие Realpolitik-и.

Из-за которых крови пролито настолько больше, чем из-за упёртых идеалистов, что даже и говорить не хочется.

Одна надежда - идеалисты почему-то тоже не переводятся. И в конечном счете оказываются правы.

Вот, в качестве вишенки на поминальном торте по ПАСЕ:

КРЕСТОНОСНАЯ БАЛЛАДА
или
Долгий разговор с благородным рыцарем Жильбером де Ланноа (Guillebert de Lannoy, 1386 – 1462), кавалером Ордена Золотого Руна, всю жизнь стремившимся в крестовый поход и так на него и не попавшим, но оставившим замечательные записки о своих странствованиях по всей Европе и Святым местам.

Ты не искал войны – горел походом
во славу Божью – крест на раменá!
Да на дворе давно не те погоды:
не крестоносны нынче времена.

Успел схватиться с маврами в Гишпани,
а дальше… дальше нет такой войны:
последние в Европе Lituany-
язычники – и те окрещены.
Ты в Новгород сквозь лютые метели,
ты в жар степей, где тёмная Орда –
а умер ты – увы! – в своей постели
в уже вполне преклонные года.

С тобой одной мы крови. И невольно
пытаюсь я нащупать стремена…
Откуда взяться им, почти что полный
однофамилец мой де Ланноа?

И цели есть для нового для Похода
крестового, но пламень поугас.
Как на несвоевременных уродов
косятся современники на нас,
и втягивают в мелкие разборки –
в игру престолов и фейсбучный спам
различные ланкастеры и йорки,
и следующие по их стопам.
Наш каждый выстрел, как и прежде, меткий,
и чести не теряем, но уже
мы исполняем как марионетки
не нами напридуманный сюжет.
Венеция с неверными торгует,
в Германии RealьныйPolitik –
Отец наш! Если можно, пусть минует
нас эта чаша. Смилуйся, прости!

Ведь мы готовы воевать за Данциг
(вы ж были там, мессир, вам цель ясна)!
А то, что мы повсюду иностранцы,
на Вацлаваке, в Иерусалиме, в Гданьске –
плевать! – у нас давно своя страна.
Увы, не та, где не было покоя,
увы не та, где выпало гореть -
здесь непогода, здесь давно такое
уже тысячелетье на дворе,
что чёрного и белого не стало -
всё серое, оттенков с пятьдесят –
невыносимо, чтоб смахнуть усталость,
рука сама спешит спустить забрало –
и пики к бою! Кони на рысях!

* * *

Пару веков спустя пацан несносный,
праправнук твой, нашел на чердаке
твои записки, рыцарь крестоносный,
на старом на французском языке.
А я, твой младший брат по пересылке,
пока сигнал "Вперед!" не протрубят,
в моих заметках расставляю ссылки,
как на источник верный, на тебя.

 

 

 

 

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены