"Не набить другу другу лицо", а найти компромиссы – в таких выражениях председатель Счетной палаты Алексей Кудрин сформулировал задачи, стоящие перед властью и обществом. Это произошло на открытии Общероссийского гражданского форума (крестным отцом которого Кудрин является), и это почти все, что надо знать о нынешнем состоянии гражданского общества в России.

Лица были биты еще летом, в кровь, в Москве на Тверской улице, когда общество требовало допустить к выборам в Мосгордуму независимых кандидатов: собравших подписи, но волею власти не зарегистрированных. На компромисс не было и намека, если не считать таковым регистрацию яблочника Сергея Митрохина. Тогда тот же Кудрин указал на излишнюю жестокость при разгоне митингов, но это ни на что не повлияло – ни одного приговора о превышении омоновцами своих полномочий мы не видели. Зато бонусом последовал конвейер приговоров "московского дела".

Являясь частью властной системы, Кудрин уже восемь лет владеет монопольным правом указывать на погрешности этой системы. Системно, разумеется. В сентябре 2011 г., в последние месяцы президентства Дмитрия Медведева, он хлопнул дверью Минфина, а в декабре, после выборов в Госдуму, вышел на митинг, требовать честных результатов и наказания, вплоть до уголовного, для тех, кто был в ответе за махинации. В том числе главы Центризбиркома, который ушел лишь в 2016 г. Но о фальсификациях на "перевыборах" Владимира Путина в марте 2012 г., итоги которых подлили масла в огонь протеста, Кудрин ничего не говорил.

Кудрин был тем человеком, который трудоустроил Путина, уже приглашенного в Москву Анатолием Чубайсом, но внезапно оставшегося без места в администрации, поскольку Владимир Гусинский настоял на "пакетном" распределении в ней ведущих постов, сообразно вкладу в предвыборную кампанию. Благодарен ли Путин Кудрину по сей день за то, что не пришлось возвращаться обратно в Санкт-Петербург, не известно. Это не президентская добродетель.

Тем не менее, быть околовластным оппозиционером ему позволено. Если три четверти твоего народа считают, что твои интересы как представителя власти, расходятся с интересами общества, самое время дать хотя бы намек, что это не совсем так. Слова Кудрина, возможно, кого-то заставят в это поверить. На время.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены