Середина апреля подарила человечеству два дня рождения подряд, которые кардинально изменили историю в ХХ веке. Разумеется, российские СМИ дружно отмечают только один.

В этом году, даже несмотря на пандемию, продолжающую свою страшную жатву, празднование очередного юбилея не прошло незамеченным. Хотя, как мне кажется, его кроваво-красная тень, всё ещё парящая над миром, представляет большую опасность, чем вирусные инфекции. Почему? Да потому, что человечество несмотря ни на что до сих пор не выработало иммунитет от распространённой им заразы. Значит ли это, что он был гениален? Конечно, но с самым сильным и большим количеством негативных знаков. Да, воплощение его идей не только перевернуло все историческое развитие человечества в ХХ веке, привело к революциям, гражданским войнам, голодоморам, раскулачиванию, Второй мировой войне, массовым репрессиям в разных странах и ещё очень многому, ужасному для большинства нормальных людей. Однако в силу агрессивной пропаганды они продолжают быть привлекательными для тех, кто не пробовал эти идеи на своей шкуре. Для тех, кто зарабатывал и продолжает на них зарабатывать. Для тех, кто благодаря этим идеям поднялся "из грязи в князи" и, вольготно оседлав кровавое колесо истории, надеется ещё долго на нём ехать, отправляя под это колесо всё новые и новые жертвы.

Необходимо констатировать: его деятельность породила новые принципы в международной политике и отношениях, потерю морали и моральных принципов. Именно она привела к трагическим изменениям в ментальности как минимум десятков, а то и сотен миллионов людей по всему миру и прежде всего на постсоветском пространстве, где его тлетворное влияние было наиболее существенно.

В 1934 и в 1935 году вышли два знаменательных фильма в разных странах Европы, посвященные различным персонам и событиям, но оба оставили грандиозный след в истории кинематографа, прежде всего документального, а соответственно, и в кинолетописи истории ХХ века.

Режиссером первого был Дзига Вертов — кинопсевдоним, на самом деле Давид Кауфман (21.12.1895 г. — 12.02.1954 г.) родившийся в Белостоке, умерший в Москве.

Второй сняла Лени Рифеншталь (Helene Berta Amalie Riefenstahl), родившаяся 22.08.1902 и умершая 08.09.2003 в Германии.

Первый назывался "Три песни о Ленине", второй — "Триумф воли" (Triumph des Willens). Теоретически разумеется, поменяв имя в заглавном титре, названия фильмов легко можно поменять местами. Второй "герой", хотя про него тоже складывали песни, сегодня нас интересует мало. Суд истории вынес ему самый тяжкий приговор. Но с сожалением приходится констатировать, что и у него есть немало почитателей в разных частях света. А приговор "Суда народов" является для них хорошим предупреждением о том, куда это их может завести.

Совсем другое дело с героем этого повествования. Его памятных досок и памятников только в Москве, при всём том, что стало известно о его реальной деятельности в период обретения гласности в конце ХХ века, насчитывается более тысячи. А уж количество почитателей и продолжателей в том или ином виде его дела, причём не только в России, увы, намного больше, чем некоторым представляется. Почему? Да потому, что воля у него действительно была завидная. Но с тем, на что она была обращена, пока ни один суд не решился разобраться. Да и не мог, так как нужно констатировать, что и суда над его делом и делами многих последователей в мире не состоялось. Именно это позволяет почитателям без всякого зазрения совести восхвалять и в той или иной мере стараться продолжить его дело. Воистину, в этом месте уместна цитата из уст одного его последователя: "То, что вы на свободе, не ваша заслуга, а наша недоработка!"

Попробую в виде практического обвинения, хоть вкратце представить список наследия, которое мир получил от юбиляра. Пусть это будет не три песни и не триумф, а просто три части, по которым вполне можно было бы хотя бы развенчать пропагандистский образ.

Предательство

Вы ожидали — другое? Но всё-таки предлагаю начать именно с этого.

С моей точки зрения, во-первых, он неоспоримо предал свой класс. Доказательства излишни. Во-вторых — свою веру. Как-никак "юбиляр" был рождён и крещён в православной вере, а не в коммунистической. Третье — свою родину — Российскую Империю. Доказательство? Пусть адвокаты приведут хотя бы один исторический пример, когда противная, воюющая против твоей страны сторона пропускает спокойно в литерном вагоне через свою территорию большую делегацию политических деятелей своего врага, не имеющих дипломатического прикрытия.

Другим возможным доказательством вполне может служить Брестский мир. Он был заключён по его воле на условиях признания огромной контрибуции в виде территорий с людьми, ресурсами и предприятиями, передающимися противной стороне.

Четвертое — масса случаев предательства своих сподвижников по идеям: от Плеханова и Спиридоновой до членов собственных РСДРП и ВКП(б). Да, хорошо известно, что "юбиляр" был очень жесток, в том числе даже не столько по отношению к своим врагам, сколько по отношению к своим коллегам. Видимо, многочисленные продолжатели его дела именно у него научились этому. Народы и страны на четырёх континентах вынуждены были познакомиться с этой традицией удивительной кровожадности не только к своим противникам, но и по отношению к своим сподвижникам.

Пятое — предательство договоров, в том числе и международных. Похоже, что именно с этого времени последователи не считают нужным уважать букву договоров и легко их нарушают.

Шестое — предательство интересов большинства слоев граждан страны в форме неисполнения своих обещаний, провозглашенных в известных лозунгах. "Мир народам!" — народы мира не получили. Созданная им страна многочисленное количество раз пыталась силой вершить судьбы других народов. Граждане Украины, Беларуси, Молдовы, стран Кавказа, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Финляндии, Венгрии, Чехословакии, Кубы, Анголы, Эфиопии, Афганистана и многих, многих других заплатили своими жизнями за стремление к мировому господству коммунистической империи, созданной им. Цену обещанного им мира даже примерно сложно подсчитать. Именными и безымянными, коллективными могилами отмечен этот путь к миру. Миру — обещанному и преданному далеко не миролюбивыми реальными действиями.

"Земля крестьянам!" — как таковое уничтожение крестьянства, раскулачивание, уничтожение частных хозяйств путём образования колхозов и совхозов, продразвёрстка, голодомор, ограничение приусадебного хозяйства, лишение сельских жителей паспортов и, соответственно, права на перемещение, замена реальной денежной зарплаты трудоднями, отовариваемыми ограниченным списком предоставляемых сельским жителям товаров. Безусловно, не всё это происходило под его непосредственным руководством, но во многом по его предписаниям и идеям. Прежде всего, борьбой с частной собственностью и со свободным трудом.

"Фабрики рабочим!" — разумеется, и эта идея была сразу предана. Лучшим доказательством служит то, что реальным первым восстанием против комиссарской власти, насаждаемой "юбиляром", было восстание ижевских и воткинских рабочих (08.1918–11.1918). Рабочих, которые составляли элиту пролетариата в Российской Империи, работая на оборонных заводах. Фабрики и заводы получили комиссары, переросшие потом в красных директоров. Да, рабочие могли трудиться, но владельцами фабрик, заводов, шахт они не были. Таким образом, были преданы лозунги, за которыми многие бездумно пошли. Именно об этом случае, видимо, писала Нобелевский лауреат Сельма Лагерлёф, описывая в своей знаменитой книге "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции", как крысы послушно пошли за дудочкой. Правящим классом всю историю существования советского государства были советские партийные и силовые (карательные) органы. Им, т.е. и себе, предатель подчинил гигантскую страну со всем живущим на этой территории и расположенным как "на", так и "в" недрах её земли. Специально для женской аудитории можно ещё упомянуть предательство по отношению к своей жене, не как к надежному, всё прощающему товарищу по партии, а именно как к женщине. Короче, персонаж "гармоничен" во всех аспектах и со всех точек зрения.

"Бессребреник"

Да-да, именно в кавычках, а не как утверждал устоявшийся мем советского времени, который активно вдалбливался, начиная с первых детских книжек. Начать можно с самого начала. Дом семьи в Симбирске был одним из самых лучших, но это не его заслуга, это заслуги предков и в том числе отца, получившего дворянство. Гимназия, где учился, была лучшей в городе. Финансовых проблем семья не испытывала, тем более что ещё были зажиточные родственники по материнской линии. Вот так "бессребреник" практически всю жизнь прожил за чужой счет. Родственники, экспроприации, проводившиеся по его указанию, в том числе и самая кровавая в центре Тифлиса (Тбилиси), проведённая под руководством его преемника, пожертвования одураченных социалистическими идеями (например, миллионер и фабрикант Савва Морозов), германский Генштаб — всё это обеспечивало не бедное проживание и перемещение по миру: Польша, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания, Швеция, Финляндия — список можно было бы ещё расширить.

После силового захвата власти и переезда в первопрестольную вождь вместе со своей камарильей вначале "скромно" поселился в лучших московских гостиницах: "Националь" и "Метрополь". Они даже сегодня восхищают путешественников своей "скромностью". Потом ещё более "скромно" вождь вместе со всем ближним кругом просто переехал в Кремль, откуда их выдворить не удаётся уже более ста лет. Некоторые потомки до сих пор пользуются "скромностью", завещанной им. Машина у "скромника" не какие-то "Руссобалт" или "Форд", нет, не угадали — "Роллс-ройс". В то время это тоже было очень "скромно". Дорогие Rolls-Royce Silver Ghost, редкие Turcat-Mery и Delaunay-Belleville 45 и даже единственные в мире автосани на базе Rolls-Royce — все эти автомобили побывали в гараже вождя мирового пролетариата. Даже Л.Брежнев, самый известный советский автолюбитель, вполне мог позавидовать "бессребренику".

Говорить о современниках скучно. Машины нынче не те, да и интеллект не тот, воля подменена исключительным рвением к обогащению. Можно констатировать: идеи "бессребреника" и ныне живее всех живых, ведь принято убеждать нас, что они живут практически по его принципам. И это правда! Ведь последние годы жизни он "скромно" прожил в одной из немногих неразорённых усадьб ближнего Подмосковья, прозванной с тех пор "его горками"[1]. Его последователям такая "скромность" пришлась по вкусу. Вначале они обустраивали своё скромное житьё-бытьё на самой большой возвышенности в Москве, также прозванной "его горами" и обнесённой уже высоким забором с надёжной чекистско-энкавэдэшной стражей. Потом желание скрыться подальше от людских глаз отодвинуло их "поместья" на уровень "ближней дачи". Территориальный простор там был ограничен. Пришлось "советской элите" начать освоение населённых пунктов по Рублёвскому шоссе и другим прилегающим к нему направлениям Подмосковья. Построение высоченных заборов, круглосуточный контроль за территорией, осуществляемый многочисленной охраной из всех спецслужб страны, обеспечивает спокойную жизнь "слуг народа" — наследников и продолжателей дела юбиляра. "Заветам "бессребреника" верны!" — гласил много десятилетний пропагандистский лозунг страны советов — он честен. Действительно, верны.

"Мораль"

Правильней было бы с этого начать. Скорее всего, ключ ко всему совершённому юбиляром и завещанному своим последователям заключён в ненависти и неприятии этого ёмкого слова. Уничтожение морали, вырабатываемой человечеством многими веками, было важнее уничтожения государства, врагов и друзей, любви и даже власти, ибо без уничтожения морали никакая его и ему подобная власть не смогла бы быть. Именно поэтому с наибольшей жестокостью он обрушивал свою волю на уничтожение веры, культуры, тех, кого в России принято называть интеллигенцией. Тех, кто благодаря знаниям становился Свободным, не говоря уж о тех, кто рождался Свободным!

Будучи рабом своей страсти, безмерной тяги к всемирной власти, к уничтожению "старого мира", юбиляр значительно раньше "героя", которому был посвящён другой фильм, наяву, а не на словах предложил, нет — убедил своих последователей, нет — заставил многочисленные группы населения отринуть совесть как ненужный пережиток прошлых веков. Вера в его идею, неукоснительное повиновение, подчинение высшей революционной, советской целесообразности — вот то, что было явлено миру вместо морали. Массовые уничтожения церквей, храмов всех конфессий, уничтожение священнослужителей, надругательство над святынями и создание единого "ордена" служителей его вере всеобщей гармонии и всеобщего равенства, воплощенного в ГУЛАГ, — стало новой, жуткой явью ХХ века. Тюрем и лагерей в стране стало больше, чем храмов. Монастыри повсеместно превращались в тюрьмы. Сын предавал отца и становился святым этой новой бесчеловечной религии (Павлик Морозов). Жена предавала мужа. Мужья, даже облечённые властью, спокойно взирали на то, как их жён отправляли в лучшем случае в АЛЖИР. Со страной и городом в Магрибе путать не надо, в СССР так сокращался Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины. Многие, пройдя через издевательства, избиения, изнасилования, отправлялись на "десять лет без права переписки". Дети отнимались у семей и отправлялись на воспитание государству, превращались либо в бессловесных и бесправных рабов, либо в пушечное мясо во имя великой цели Мировой Революции или, правдивее, — Мировой СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ, которая и была изображена на гербе страны, идущей по его пути и заставляющей другие страны идти тем же путём.

Человеческая мораль была уничтожена, растоптана грязным сапогом, расстреляна из комиссарского нагана, раздавлена гусеницей танка — и всё это во славу "всепобеждающей" идеи, которая обещала людям счастье. Увы, счастье, преобразованное во власть, с каждым оборотом стрелок всё больше и больше получали серости, ничтожества, те, кому отсутствие человеческой морали открывало широкую дорогу перспектив и предательства морали.

Апрель прошёл. Очередная группа преданных, вопреки всемирной пандемии, посетила площадь, возложила цветы к святилищу, попозировала на его фоне перед камерами без масок, без отстранения хотя бы на один метр... Шабаш его идей и его имени продолжается. По миру шествует пандемия — лекарство пока не найдено.

P. S. На этом можно поставить точку, но так как в начале текста есть ссылка на фильмы, добавлю несколько кадров...

Кадр первый: Извлекать юбиляра из мавзолея в центре Москвы и предавать его земле не надо. Слишком долго, скоро 100 лет, все граждане страны отчисляли часть своих налогов на уникальный научный эксперимент. Пусть теперь он возвратит хоть часть долгов. Вход должен быть платным, как к мумиям фараонов в Египте. Думаю, не меньше 50$ с персоны, без скидок и льгот. Пусть последователи материально расплачиваются за свою "добрую" память. Внутри же дополнить атмосферу документальными кадрами, фотографиями с портретами уничтоженных во исполнение его воли людей и сооружений. Как это сделать? Можно поучиться в Яд ва-Шем в Израиле.

Кадр второй: Демонтировать все памятники, мемориальные доски в России и бережно собрать их в большом поле. С этой целью пожертвовать частью свободных земель необъятной страны и разместить их там все, разумеется, одновременно обнести всё это колючей проволокой и подробными информационными материалами о том, чего стоила человечеству деятельность "бессребреника" в том числе, и во сколько обошлось изготовление такого количества истуканов. Думаю, соседние страны тоже смогут поделиться накопленным "богатством". Пусть человечество видит и ужасается. Разумеется, тоже за деньги. Ходят же люди полюбоваться на китайскую терракотовую армию.

 

[1] Первое упоминание о Горках встречается в разъезжей грамоте московских писцов за 1542-1543 гг., где сообщается о поместье Гаврилы Спасителева. Род Спасителевых владел более 250 лет Вышними Горками и деревней Нижние Горки, протянувшейся вдоль Каширского тракта. Основатель рода, Саливатор — католический священник, прибывший в Москву в свите брата Софьи Палеолог. Он женился на красавице москвичке и был пожалован селом. В разное время Горками владели представители старинных дворянских фамилий: Наумовы, Трубецкие, Белосельские, Бекетовы, Бутурлины, Дурасовы, Писаревы, Лопухины. Формирование архитектурно-паркового ансамбля усадьбы относится к первой трети XIX в. Аграфена Алексеевна Дурасова выкупила (в 1800 и в 1803 г.) и объединила усадебные земли. При ней закладывется структура усадьбы и разбивается усадебный парк. В 1824 г. Аграфена Алексеевна продает имение своему зятю Александру Алескандровичу Писареву, известному политическому и общественному деятелю, сенатору, писателю, попечителю Московского университета, участнику войны 1812 года. При нем было завершено строительство архитектурного ансамбля, состоявшего из Большого дома, двух флигелей (Северного и Южного) и многочисленных хозяйственных построек, а также создание регулярного и пейзажного парков. В Горках у Писарева можно было встретить князя П.А. Вяземского, жившего в соседнем Остафьево, поэта Ф.Н. Глинку. С конца 70-х гг. XIX в. Горками владели представители купеческих династий Сушкиных, Прокофьевых, Шибаевых, Герасимовых.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter