Тут некоторые авторы пишут, что если, видя погромные якобы "протесты", сторонний наблюдатель ставит себя немедленно на место владельца собственности - это "мещанство".

Мол, вот рэпер Хаски протестовал, влез на машину, но первая мысль комментаторов - почему-то не о протесте, а о повреждении чьей-то машины...

Ну, что же, это хорошо. Слову "мещанство", которое очень многими использовалось как нечто презрительное, надо придать гордый смысл. Мещанин - тот, кто испытывает эмпатию к страдающему собственнику, а не к гопнику. Мещанин - человек, ценящий собственную жизнь и собственный комфорт, а значит - и чужие жизни, и чужой комфорт.

Но отношение к погромщикам этим "мещанским" мнением не исчерпывается. Вот памятник погибшим в геноциде армянам в Денвере, оскверненный вандалами.
Что им армяне сделали?
Эти погромщики - они же, наверное, и про 1915 год ничего не знают, не в курсе!
Кому и какая выгода будет от того, чтобы изгадить памятник? Обнести магазин - это мерзко, но хотя бы понятно.
А тут что?
Это не выгода, конечно. Это - желание гадить и разрушать.

И вот тут мне вспоминается одна книга. И хотя ее автор - мало того, что коммунист, так еще и друг Ярузельского (и какое-то время - едва ли не "Песков" при нем), - она от этого только выигрывает. Потому что раз уж такого "красного" проняло как следует...

Я говорю о книге Веслава Гурницкого "Песочные часы". Журналист побывал в только что освобожденной от полпотовцев Камбодже (Кампучии).

Понятно, что у него могут быть какие-то "красные" оценки, а роль вьетнамских "их-почти-нетов" явно занижена, но важны - свидетельства.

Например, вот описание буддийского храма:

"Нет буквально ни одного предмета, который не был бы растоптан, разбит, продырявлен штыком. Потребовались, вероятно, месяцы, чтобы привести в полную негодность это море вещей. Исключено, чтобы это был спонтанный акт исступления и уничтожения. Несколько сот человек должны были с утра до вечера и много недель подряд толочь фарфор, топтать сосуды из тонкого металла, отрывать у статуэток литые головы".

Или - магазины:

"Я снова пошел вдоль широкой улицы. По бокам тянулась длинная череда богатых, элегантных магазинов для "избранных десяти тысяч". И здесь товары были беспорядочно сброшены с полок, разбросаны по тротуарам, придавлены ливнями в сезон муссонов. Косметика и грампластинки, бумага и инструменты, вазы и одежда, посуда и ковры. Внутри каждого из магазинов разбитые электросчетчики, вырванная проводка, растоптанные лампочки. Ненависть к электричеству тут, как видно, граничила с паранойей. Каждый холодильник, вентилятор, пылесос, кофеварка, электроплитка, электрические часы были смяты и раздавлены".

Или - вот такое описание:

"Трудно даже представить себе, какие огромные усилия затрачены на уничтожение компьютера: одна брошенная в шкафчик граната в секунду сделала бы дело лучше. Но нет никакого следа взрывчатки: видимо, уничтожение вручную столь разнузданных творений цивилизации имело для полпотовцев какой-то идеологический смысл. Умертвить компьютер вовсе не так легко. Люди, которым это было поручено, должны были глубоко верить в целесообразность выполнения задачи. Они могли ведь ограничиться уничтожением процессора. Или просто поджечь здание концерна "IBM".

Или - квартира зажиточных людей:

"На обратном пути я остановился возле жилого шестиэтажного дома и, не задумываясь, вошел в подъезд, поднялся на лестничную площадку.
...Дверь одной из квартир была слегка приоткрыта, но дальше не поддавалась. ...Нажав на дверь, я протиснулся сквозь щель в просторную полутемную переднюю. Дверь сразу закрылась, словно дернутая пружиной. Между створкой двери и стеной лежало грязное свернутое одеяло с отчетливыми следами крови. Капли засохшей крови складывались в ясно различимую цепочку, которая шла через всю переднюю. Проклиная в душе свое любопытство, я пошел дальше. Следы обрывались на пороге кухни. Кому-то здесь убитому не дана была легкая смерть. На каменном полу кухни лежало еще какое-то скомканное покрывало, сильно залитое кровью. Длинные коричневые пятна засохшей крови расползлись языками по полу в радиусе полутора метров.
Я оглядел кухню, оборудованную почти на европейский лад, что в Азии редкость даже в домах состоятельных людей. Холодильник повален набок, вывороченный агрегат валялся под окном. На полу полно разбитых баночек и раздавленных коробочек. Над сохранившейся в целости электрической плитой висят чистые, веселые кастрюли и сковороды, на столе — ржавый нож. Во всяком случае, это похоже на ржавчину; я подумал, что на ноже могла быть и кровь убитого здесь человека.
Еще одна узкая деревянная дверь вела из кухни в соседнее помещение, кладовку или тайник. Дверь, как я заметил, заперта на ключ, но доска посредине выломана, притом недавно, так как щепки совсем свежие. Я заглянул внутрь. У самых дверей — скелет большой собаки. Ее череп упирался в порог. Кости хвоста ровненько лежали, как у школьной анатомической модели. Вероятно, пса заперли здесь во время выселения, чтобы он подох с голода и не путался около своих хозяев.
У полпотовцев был строгий приказ: беречь патроны. Большую собаку труднее убить мотыгой, чем человека".

И таких свидетельств с территории ненависти в этой книге (изданной в СССР, но не самым большим тиражом - вероятно, идеолухи опасались некоторых невольных аналогий) - во множестве. Хотя книга - небольшая.

И вот когда я вижу рассуждения в духе "лес рубят - щепки летят", "главное - протест" (никто и не утверждает, что причины именно для протеста в США есть, да еще какие!) - я вспоминаю именно эту книгу.

Казалось бы, где Камбоджа 70-х, а где города США в 2020-м... Но - вспоминается. Неслучайно.
Ибо никто не лучше никого. И гопник, Вселенский Хам - он интернационален (были видео из США, где в первых рядах разрушителей - отнюдь не чернокожие, их и не видно там почти).

И вот об этом стоит помнить.

*  *  *

К предыдущему посту. "У меня нет слов, чтобы выразить это словами".
Вот это - мирные протестующие.
Есть, конечно, надежда, что не все и не везде таковы.
Кроме того, законодательство их страны, которую они, очевидно, ненавидят лютой ненавистью, их не накажет, они в данном случае не нарушают закон.
Но вообразим, что сейчас не в Гонконге (там - _пока что_ - автономия), а где-нибудь в Шанхае, Пекине или в Ухани выйдут люди с флагами США и лозунгами "Америка, помоги!" Сколько метров такая демонстрация пройдет? (Впрочем, с вероятностью почти в 100% саму ее возможность пресекут задолго до начала).

Замечу, что чернокожих среди них почти не видно. Почти сплошь белые дебилы, б***.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены