Все пятеро участников первой пресс-конференции белорусского Координационного совета, прошедшей 18.08.2020, неоднократно повторяли три мысли: у КС нет цели захвата власти, КС не будет призывать к массовым беспорядкам, все действия протестующих должны быть мирными и проходить строго в рамках закона. Юрист Максим Знак для верности повторил эти тезисы трижды.

Поскольку еще до того, как КС издал первый звук, Лукашенко уже заявил, что "это попытка захвата власти со всеми вытекающими последствиями", можно предположить, что диалог между КС и Лукашенко уже начался. Пока, правда, в привычной для белорусского диктатора манере общения с обществом: он, как обычно лжет и клевещет, а общество это вранье методично опровергает.

Несмотря на то, что у Координационного совета нет, и не предусматривается никакой программы белорусских реформ, Лукашенко эту программу как-то "обнаружил" и обрушился на нее в своем выступлении на Совете безопасности, где заявил, что КС собирается разорвать все отношения с Россией и хочет запретить русский язык. Лукашенко лжет легко и непринужденно: вчера лгал, что путинская Россия поддерживает протест и присылает в помощь оппозиции своих боевиков, сегодня выставляет себя лучшим другом России и лично Путина, а оппозицию обвиняет в том, что она хочет поссориться с Россией.

Стремясь опровергнуть эту ложь Лукашенко, члены белорусского КС постоянно подчеркивали свои добрые чувства к России и безальтернативность пророссийской ориентации своей страны в будущем. И в этом – одна из многих опасностей, подстерегающих тех, кто взвалил на свои плечи ответственность за мирный трансфер власти от обезумевшего диктатора, который мирно эту власть отдавать не собирается. Он уже обозвал членов КС "черносотенцами" и обещал их разогнать. "Я хочу сказать: уважаемые черносотенцы, в стране нет такого количества портфелей, сколько вас стоит в очереди. Метлы и лопаты у нас есть. Мы обеспечим", - пообещал Лукашенко членам КС, которые высказывают намерение вести с ним мирный диалог по передаче власти.

Единственный участник пресс-конференции с политическим и административным  опытом, бывший министр культуры Павел Латушка в своем, пожалуй, самом содержательном выступлении на пресс-конференции выразил надежду, что Россия и Евросоюз осуществят медиацию между властью и протестующими. Искренне надеюсь, что профессиональный дипломат Павел Латушка прекрасно понимает, чем обычно кончается посредничество путинской России и поэтому рассматривает свои слова лишь как дипломатическое прикрытие, а не реальную технологию трансфера.

Европа отреагировала на события в Беларуси по обыкновению двойственно. С одной стороны, абсолютное большинство депутатов Европарламента – 5 из 8 партий, занимающих 560 кресел из 705 – не признали итоги президентских выборов в Беларуси и объявили Лукашенко персоной нон грата в Европе. С другой стороны, европейские лидеры, в частности, Меркель и Макрон, ведут переговоры о судьбе Беларуси не с представителями протеста, а с Путиным.

Это понятно, поскольку Путин для них привычный абонент, а в белорусском протесте они просто не видят никого в качестве собеседников. И, тем не менее, это проблема не белорусского протеста, а политического зрения европейских лидеров. Поскольку такой собеседник есть, это Светлана Тихановская, победившая на президентских выборах 9.08.2020. И то что ни одна страна Запада не признала ее в качестве президента, может стать проблемой не только для Беларуси, но и для Европы, в центре которой в случае поражения протеста образуется территория, в которой не действуют законы, отсутствует легитимная, признаваемая населением и международным сообществом власть, а значительная часть дееспособных граждан вынуждена эмигрировать в ту же Европу.

Сейчас в Беларуси идут разнонаправленные процессы и каждый день может стать переломным в ту или иную сторону. Большим прорывом стало то, что администрация Гродно, пятого по величине города в Беларуси, полностью выполнила требования штаба Тихановской. В городе создан местный Совет общественного согласия из представителей гражданского общества и местной исполнительной власти, которая обязалась не препятствовать акциям протеста.

С другой стороны, ОМОН разогнал протестующих на Минском тракторном заводе, а динамика забастовочного движения, судя по выступлению на пресс-конференции КС Сергея Дылевского, члена стачкома МТЗ, пока не внушает большого оптимизма. По его словам, активных участников забастовки около 20%, остальные, возможно, сочувствуют, но открыто бастовать не решаются и способны лишь на "итальянскую забастовку". Возможно, некое неустойчивое равновесие, сложившееся между диктатором и белорусским обществом, может нарушить в пользу общества создаваемый забастовочный комитет, который сможет запустить процесс общенациональной забастовки. В этом случае крах режима может быть сравнительно мирным, хотя число погибших в ходе белорусской революции уже достигло трех человек, а еще свыше 70 участников протеста пропали без вести…

Игорь Александрович Яковенко

blogspot.com

! Орфография и стилистика автора сохранены