Президент внес в Госдуму долгожданный законопроект о Госсовете. "Долгожданный", конечно, журналистами и экспертами, потому что жизнь простых людей он не изменит примерно никак. Но с точки зрения конструкции власти было любопытно.

Еще когда были представлены поправки в Конституцию и там появилось упоминание Госсовета, поползли слухи, что это та самая площадка, которую Путин будет использовать для транзита власти. Уйдет, мол, с поста президента в 2024 году, займет непыльный пост председателя Госсовета, а избранный с его подачи президент (например, Медведев) и назначенный премьер пусть делают всю работу. Так называемый "казахский вариант". Но потом появилась поправка об обнулении сроков, а Путин сам высказался против "двоевластия" — и стало понятно, что он не хочет становиться формальным "елбасы" (как в Казахстане с 2010 официально величают Назарбаева).

В Конституции Госсовет все же закрепили, но описали как-то широкими мазками, ничего непонятно. Ждали федерального закона, который расшифрует, что же это за зверь такой будет. Дождались.

Оказалось — ничего существенно нового. Все тот же, что и был раньше, совещательный орган при президенте, в функциях которого — "анализировать", "рассматривать", "проводить мониторинг" и так далее. Примерно тем же занимается администрация президента или какой-нибудь think tank. Разница в составе: Госсовет возглавляет лично президент (как и раньше), в его основном составе главным образом главы регионов, а также председатель правительства, глава АП и спикеры двух палат. То есть в основном это тот же "клуб губернаторов", которым Госсовет был все последние годы. В некоторым смысле он стал заменой Совету Федерации в части представительства регионов: это площадка, на которой губернаторы могут непосредственно обсуждать государственные вопросы с верховной властью.

Но также сказано, что в состав Госсовета президент может вводить других лиц. И еще в законе о Госсовете появилось столь же долгожданное (теми же журналистами и экспертами) определение системы публичной власти, в которую вписали и власть муниципальную. Так что, может быть, в состав Госсовета включат теперь и мэров крупных городов, дав им прямой контакт с президентом и таким образом усилив этот уровень. Было бы логично. Заодно появятся какие-нибудь свежие лица.

Звучит мысль, что Госсовет может использоваться для внесения непопулярных законов. Права законодательной инициативы у него нет, но по итогам его заседаний председатель (то есть президент) может вносить такие законопроекты. Сам, мол, не хотел, но товарищи на Госсовете очен просили увеличить всем налоги в два раза… Впрочем, звучит сомнительно. Непопулярный закон всегда можно внести от имени "Единой России", которую не жалко. Или от лица какого-нибудь сенатора.

Но, как правильно пишут и говорят политологи, по сути перед нами все равно контур, наполнение которого будет зависеть от воли Владимира Путина. Захочет он и проявит энтузиазм — Госсовет может стать влиятельнейшим органом (как стал им Совбез). Может стать площадкой для ярких и содержательных дискуссий, куда пригласят имеющих собственную точку зрения мэров, интересных экспертов, деятельных предпринимателей (помечтали и хватит). А может махнуть рукой — и будет просто очередной фейковый орган, бессмысленная конструкция, вовсе не компенсирующая отсутствие реального парламентаризма и федерализма.

Дмитрий Колезев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены