Некоторое число  добровольцев, испытывающих российскую вакцину “Спутник V”, заразились COVID-19. Директор центра им. Гамалеи Александр Гинцбург успокаивает общественность тем, что четверть испытателей получают не вакцину, а плацебо, и заражение могло случиться именно в этой группе. 

На слух никакого форс-мажора: если в разгар эпидемии в выборке существуют получатели плацебо, то их заражение естественно и ожидаемого. Собственно, смысл испытания вакцины отчасти в этом и состоит: увидеть, что незащищенные заражаются, а вакцинированные нет. 

Однако Александр Гинцбург в этой ситуации ведёт себя странно: к случаям заражения добровольцев он относится не как к неотъемлемой части испытания, а скорее как к ЧП. Он объявил, что центр начинает думать над поправками в законодательство, позволяющими получить возможность раскрыть "промежуточные итоги" испытаний уже в середине ноября. Ранее, напомним, предполагалось, что информацией о получателях плацебо и вакцины (кому что досталось) до конца испытаний будет владеть только компьютер, а последних добровольцев планировали привить не раньше конца января 2021 года. Таким образом, то, что не должно было закончиться как минимум до конца января, окажется свернуто-скомкано уже к середине ноября. Если учесть, что первого добровольца укололи лишь 9 сентября, то один только этот семимильный "заступ" по срокам отправляет все испытание вакцины в тартарары. Потому что не может быть никаких "промежуточных итогов", после которых окончательные итоги оставались бы все ещё релевантными. Тайна о вкалываемом веществе – одно из ключевых условий испытания, а осведомленность ломает естественную модель поведения реципиентов, что неизбежно ведёт к искажению всей картины исследования. 

Так ради чего разработчики идут фактически на полную дискредитацию третьей фазы испытания? (При этом не приходится сомневаться, что методологически изнасилованное исследование все равно будет признано надлежащим). Полагаем, что все дело в списке vip-привившихся – Шойгу, Греф, Собянин и т.д. Как таким реципиентам жить и работать на благо родины, если вокруг пошли разговоры о зараженных добровольцах, а в твоих собственных статусных жилах, возможно, течет – о ужас! – плацебо. К тому же политически важно как можно скорее отрапортовать: с российской вакциной все ОК, а виноваты во всем хилые плацебоносители. 

Таким образом, “Спутник V” продолжает набирать очки как самая политизированная вакцина в истории человечества. И приходится лишь надеяться, что эффективность и безопасность вакцины отъестся политикой и пропагандой все-таки не полностью.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены