Сегодня вышло эпичной силы интервью Оксаны Шалыгиной - это, если кто еще помнит боевая подруга современного художника Петра Павленского. В интервью она рассказывает, что художник Павленский оказался домашним тираном и абьюзером. За фасадом пары художников-борцов за свободу оказывается скрывались регулярные избиения, а также стандартные абьюзерские манипуляции ("я делаю это ради тебя", "ты должна ради нас" и т.д.). Теперь Шалыгина написала об этом книгу.

Казалось бы, ничего не предвещало, да? Нет, конечно, предвещало. Поначалу и я был в восторге от акции на Лубянке, однако довольно быстро стало вырисовываться, что у нас тут просто психопат с мессианским комплексом. Давно была известна история о том, как Шалыгина отрезала себе палец, чтобы "помириться" с Павленским. Была история о том, как в СИЗО он нахватался блатной романтики и прессовал сокамерников. Потом Павленский с корешами лупил какого-то актера из театра.док, потом были обвинения в изнасиловании от актрисы, из-за которой отлупили актера (да, сложно-сложно). И все это сопровождалось риторикой морального превосходства - дескать, я прав во всем, а кто меня осуждает, тот ФСБ.

Во многих случаях Шалыгина выступала на стороне Павленского, поэтому здесь тот случай, когда жертва и соучастница в одном лице. Также там изложена печальная история о том, как она бросила первого ребенка ради м***ка и, прости господи, "современного искусства". Но это, конечно, обычное дело: стокгольмский синдром, Пати Херст, вот это все. Лишнее напоминание о том, что история, в конце которой вас лупят ногами, всегда начинается с предложения  пожертвовать всем и начать жизнь с чистого листа ради какой-нибудь Великой Цели (само собой, неотделимой от Великого Человека).

Павленский, по описанию, отъезжал кукухой тоже постепенно. И здесь впору поговорить о моральной ответственности того сообщества, которое на протяжении нескольких лет носило его на руках, несмотря на очевидные звоночки. Нам всем давно стоит понять, что, если кто-то выступает против явного зла (например, российской власти), то это не делает его автоматически хорошим. Среди современных художников и политических активистов есть замечательные люди, а есть просто отвратительные. Если кто-то выходит к зданию на Лубянке с канистрой или плакатом - он может делать это не только из соображений общего блага, но также в погоне за славой и virtue signaling.  Сферы деятельности вроде благотворительности или активизма вообще могут служить отличным "моральным щитом", а потому привлекать психопатов и манипуляторов. Об этом даже есть исследования - как носители "темной триады" (нарциссизм, маккиавелизм, психопатия) склонны прикрываться статусом жертвы. Оно, правда, про заграничных SJW, но для нас столь же актуально.

Так что, к деятелям на "общее благо" нужно относиться столь же критично, как и ко всем остальным. Особенно к тем, кто и так выдает себя неироничным мессианством.

 

"Это были не бытовые избиения, а садизм": Оксана Шалыгина о жизни с Петром Павленским

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены