Это смешно, но в среде оппозиционных белых польт подняли вопрос о "моральности" звонка Навального Кудрявцеву: а не ай-яй-яй ли для политика лгать? Даже ради благих целей? Не уподобляется ли он в результате... и т.п.

Нелепость этих претензий на инстинктивном уровне очевидна всякому, но тут я попытаюсь разобрать ситуацию с точки зрения науки этики.

Всякая борьба имеет что-то от войны (точнее война - это разновидность борьбы и конфликта), борьба с бандой убийц, не останавливающихся ни перед какими средствами, тем более. Очевидно средства борьбы должны быть адекватны угрозе и диктуемым правилам: насилие в отношении насильника и обман в отношении обманщика законны. Но если доводить это до логического конца, то - как указывают морализаторы - действительно волкодав теряет все сдержки и уподобляется людоеду. То есть какие-то моральные ограничения должны быть в любой борьбе, вопрос только, где они лежат.

Военное право разделяет военную хитрость и вероломство. Например, подкинуть противнику якобы штабные документы с дезой - законная хитрость. Заключить перемирие и затем вмазать изо всех орудий - преступное вероломство. Разница в том, что в первом случае ты не даешь противнику никакой формальной гарантии ОТ СВОЕГО ИМЕНИ - ты же не принес ему документы со словами: "а вот посмотрите какие мы тут планы разработали" - он сам решил что это ваши планы, и поплатился за то.

Точно так же не является вероломством, если дезинформация передана через двойного агента - пусть это штабной генерал, который клятвенно заверяет, что передает реальные планы - он ведь заверяет не от имени штаба, а те кто получают бумаги знают (ну то есть считают) что склонили генерала к тому, что является преступлением с точки зрения законов его страны - да и в их собственной стране аналогичное деяние тоже было бы преступлением.

Точно так же не является преступлением обмануть доверие человека, предлагающего тебе соучастие в преступлении - например, договориться о взятке, а затем прийти к доверившемуся тебе чиновнику с мечеными купюрами и полицией.

Таким образом, Навальный вышел бы за моральные рамки, если бы позвонил Кудрявцеву и сказал: "здравствуйте, я Навальный, расскажите пожалуйста о том как вы меня травили, я даю вам слово что об этом разговоре никто не узнает" - а затем и выложил разговор в сеть. Тогда это было бы вероломство. А то что мы видим - это абсолютно законная военная хитрость. Адепты же секты Гриши Явлинского, которые до сих пор не поверили, что политика - это БОРЬБА за власть и судить политиков нужно по законам борьбы - любых политиков, даже в самых демократических странах - не вызывают ничего кроме жалости.

Павел Шехтман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены